Рубрикатор / Этническая культура
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Орудия лова
Орудия лова - сети и невода. Также используют мережи - длинные расширяющиеся по кругу конусы, с крыльями до 25-50 метров и ставники - ящики из сеток с двумя крыльями. Сети прежде вязали специальными иглицами, величина которых зависела от размера... подробнее


Освещение
Для освещения избы служила лучина. Избу освещали только в зимние вечера, весной и летом обходились без освещения. Керосиновые лампы появились в конце XIX века и было доступны только зажиточной части населения. Библиография Тароева Р.Ф.... подробнее


Отправление в дом жениха
Если свадьба происходит зимой, то свадебный поезд направляется на лошадях в дом жениха; если летом, то пешком или на лодке, при чем жених поднимает на руках невесту в сани или в лодку. Когда приезжают в дом жениха, мать жениха встречает приехавших с... подробнее


Охота
Охота – древнейшее занятие вепсов, но ее характер и значение в хозяйстве менялись в различные исторические периоды. В раннем средневековье в связи с развитием торговых и даннических отношений существенную роль в жизни древних вепсов играл пушной... подробнее


Охота
Исследователи Северо-Запада России в XIX в. единодушно отмечают, что охота у карел носила хищнический характер. «Зверя пушного карелы убивали нещадно, убивали больше, чем его успевало народиться». Поэтому в XX в. в Карелии многие звери стали... подробнее


Охранительные обряды
Перед выносом покойника и сразу после него принимали ряд охранительных мер. Одна из них — «окуривание» покойника. Осмысливался этот обычай как очищение избы от запаха и даже присутствия покойника. Чужой кадил для умершего. Кадили до росстаней, здесь... подробнее


Очистительные послеродовые обряды
С первым криком ребёнка, возвещающим о его появлении на свет, новорожденный и мать (вместе или по отдельности) становились объектами двух групп обрядов: очищения и социализации, – которые совмещались или проводились, попеременно чередуясь.... подробнее


Оятская керамика
ОЯТСКАЯ КЕРАМИКА. В рус. и вепсских деревнях на р. Оять (совр. Лодейнопольский р-н) издавна существовало гончарное дело. Этому способствало наличие залежей высококачественной красной глины. Особое развитие гончарный промысел получил в XVIII в.... подробнее


Парнишник
В некоторых деревнях средних и южных вепсов накануне свадьбы в доме жениха устраивали «парнишник», «парневик» («prihveuer») – холостую пирушку для друзей и родственников. Если девичник у невесты посвящался оплакиванию «воли-красоты», уходящего... подробнее


Пасха (водь)
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом... подробнее


Пасха (ижора)
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом... подробнее


Пасха (карелы)
Период Великого поста заканчивался празднованием Пасхи, которая в традициях православной церкви занимала даже более высокое место, чем Рождество; в народе Пасха часто называлась "Велик день". Пасхальный стол должен был быть обильным не только в... подробнее


Пасхальная ночь (ингерманландские финны)
Пасхальная ночь помогала ведьмам, заговаривающим скот, а Иванова ночь помогает мужчинам – колдунам, которые надеются переместить урожай с одного поля на другое. С этой целью идут на поле, которое хотят лишить изобилия, заключают в охапку колосья, не... подробнее


Передники
С юбкой хурстуксет вместо передника носилась ширинка с вышитыми концами. Она складывалась вдвое таким образом, что верхний конец ее был короче нижнего, а узоры располагались один над другим. Особый вид передника представлял собою «рукавникат»... подробнее


Переселения 1945-1950-х
ПЕРЕСЕЛЕНИЯ 1940–50-х, миграции, вызванные полит. (выселение отд. категорий граждан, признанных неблагонадежными, в т. ч. мероприятия по очистке пограничной полосы) и экон. (необходимость привлечения рабочей силы) факторами. На терр. Лен. обл.... подробнее


Период между сватовством и свадьбой (карелы)
Период между сватовством и свадьбой может продолжаться несколько-дней, неделю, а иногда и больше, в зависимости от состояния жениха. В этот период невеста с плачеей и с подругами с распухшими и заплаканными глазами ходит по деревне, посещая своих... подробнее


Петров день – 29 июня (12 июля).
Ижоры в XVIII–XIX веках отмечали Петров день приношением к священным деревьям еды и питья духам предков. Культ старых деревьев дожил и до наших дней. Так, еще совсем недавно объектом поклонения пожилых женщин были три старые сосны на краю деревни... подробнее


Печь (ингерманландские финны)
В жилищах финнов печи были обычно с плитами и пирамидальным колпаком, подобно печам в финской Карелии. Печи занимали примерно четвертую часть пола, были выбелены известью. Народы Европейской части СССР. Ч. 2. – Стр. 319. Западнофиннский сборник… –... подробнее


Печь (карелы)
Роль печи в жилище общеизвестна: это его центр, важнейшее место. Прежде изба была единственным отапливаемым помещением в доме. Все прочие комнаты, даже жилые, оставались лишенными печей. Очагу карелы придавали большое значение. Ему приписывали... подробнее


Письменность (ижора)
До 1930-х годов существовала письменность на основе кириллицы. В начале 1930-х годов в СССР была создана письменность на основе латиницы на ижорском языке. В 1938 году издание книг на ижорском языке и его преподавание в школах прекратилось после... подробнее


Письменность (карелы)
Первым памятником карельской письменности является берестяная грамота начала XIII в., обнаруженная при археологических исследованиях Новгорода (№ 292). Имеются записи карельских слов, а также заговоров на людиковском диалекте XVII - начала XVIII вв.... подробнее


Питание ребенка
Здоровье новорожденного во многом зависело от его питания. Ребёнка кормили молоком матери до рождения у нее следующего младенца. Последний или единственный ребёнок в семье мог получать грудное молоко вплоть до пятилетнего возраста. С кормлением... подробнее


Пища (водь)
Значительную часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. – картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты... подробнее


Пища (ижора)
Значительную часть рациона питания в XIX в. составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. - картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша,... подробнее


Пища (ингерманландские финны)
Сведений о многих областях традиционной культуры финнов-ингерманландцев сохранилось мало. Это относится, в частности, к пище. В ранних сведениях говорится только, что питались они скудно - ели черный хлеб и мучные каши. Упоминаются и каши из... подробнее


Побочные заработки (ингерманландские финны)
Одним из побочных занятий было пчеловодство. На побережье Финского залива у финнов-ингерманландцев было развито рыболовство – преимущественно зимний лов салаки; выезжали на лед с санями и досчатыми «будками», которых жили. Конная тяга в Петербурге... подробнее


Погребальный инвентарь
Погребальный инвентарь, несмотря на хронологическую близость, а, порой, и совпадение с зафиксированным богатым этнографическим костюмом ижоры, крайне беден. Возможно, это связано со сравнительно ранней христианизацией ижоры (в захоронениях XVI—XVIII... подробнее


Погребение
Об участии близких в выносе, копании могилы, опускании и зарывании покойного в разных местах высказываются по-разному. У северных вепсов это делали дальние родственники или соседи, мотивируя тем, что «своим нельзя», «казаться будет», «неудобно вроде... подробнее


Подарки умершим
Для оятских памятников характерно присутствие подарков умершему в виде монет, ожерелий из бус и других предметов. В ходе раскопок оятских курганов было найдено много разнообразных ювелирных изделий как местного производства, так и привозных. При ... подробнее


Подготовка к похоронам (вепсы)
По обычаю хоронили только на третьи сутки после смерти, непременно до полудня. Покойника перекладывали в гроб утром в день похорон. Ложе устраивали из березовых листьев, снятых с веников. Иногда под ноги и голову клали льняную кудель. Старики... подробнее

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16