hidden
Верования (карелы)
В массе своей карелы оставались язычниками, хотя влияние христианства в XIV в., особенно в районах, близких к культурным и административным центрам того времени, было значительным. Известную роль в консервации дохристианских верований сыграло то... подробнее
|
|
hidden
Вероисповедание (ингерманландские финны)
По вероисповеданию финны-ингерманландцы традиционно относятся к лютеранской церкви, однако часть из них придерживается православной веры.
Хотя, по условиям Столбовского мира, жителям отошедших к Швеции территорий было предоставлено право свободного... подробнее
|
|
hidden
Верхняя мужская одежда вепсов
Верхняя мужская одежда вепсов (второй половины XIX - начала XX в.) представлена несколькими видами. Наиболее ранний из них - кафтан (kauhtan, kouhtan) из серого или темного сукна или полусукна. Кафтан имел халатообразный покрой, при котором спина,... подробнее
|
|
hidden
Верхняя одежда (ижора)
Женщины носили зимой сделанный из домашнего сукна серый или черный кафтан, сменившийся теперь дубленым полушубком. Покрой кафтанов вполне совпадал с покроем мужского свадебного кафтана.
Летней одеждой служил так называемый «рюди» (rydi) – короткий... подробнее
|
|
|
hidden
«Веселение покойника»
Обычай «веселения» покойника, известный в литературе, бытует до сих пор. Более широко в народе «веселение» покойников известно в форме похорон-свадьбы, т. е. обычая, согласно которому умерших до брака юношей и девушек хоронили с соблюдением... подробнее
|
|
hidden
Весенне-летние праздники. Юрьев день. Иванов день. Петров День (карелы)
На весенний период приходились различные обряды и праздники рабочего календаря: первого выгона скота на Юрьев день (23.04/6.05), начала сева и т.д. Завершение сева карелы в прошлом отмечали языческим обрядом в честь верховного божества Укко - бога... подробнее
|
|
hidden
Вилла Инкери, общественная организация
Предметная ссылка
|
|
hidden
Винницкий Вепсский народный центр
Село Винницы расположено на востоке Ленинградской области в Подпорожском районе. Впервые Винницы упоминаются в 1137 году, т.е. на 10 лет раньше Москвы. Сейчас здесь живут 2860 человек — в основном, русские и вепсы. В селе нет промышленных объектов,... подробнее
|
|
hidden
Внешнее оформление построек
Внешнее оформление построек на территории Карелии по отдельным местностям не одинаково. Если северные карелы украшали свои жилища очень скромно, лишь обшивая свои дома тесом и окрашивая их большей частью в бордовый цвет, то южные карелы придавали... подробнее
|
|
|
hidden
Внутренняя планировка и устройство жилищ
По внешнему виду карельские дома мало чем отличались от домов северных великорусов, но их внутренней планировке и устройству были присущи своеобразные черты, специфические только для карел.
Для карел характерен следующий план избы. Из сеней в избу... подробнее
|
|
|
hidden
Водская земля
ВОДСКАЯ ЗЕМЛЯ (Вотская), ист.-культурный и адм. регион ср.-век. Руси, расположенный в сев.-зап. части владений Вел. Новгорода (зап. часть совр. Лен. обл.). Впервые упомянута в летописи под 1338: в уставе «о мостех» кн. Ярослава Ярославича 1260-х... подробнее
|
|
hidden
Водский музей
Предметная ссылка
|
|
|
hidden
Водский свадебный обряд
Утром в день свадьбы родные жениха или сам жених ехали за невестой и везли ее в церковь на венчание или в сельсовет на регистрацию. После венчания (регистрации) отправлялись праздновать свадьбу в дом жениха (иногда первый день праздновали в доме... подробнее
|
|
|
hidden
Водский язык
Водский язык относится к прибалтийско-финской группе уральской семьи языков. По одной из классификаций прибалтийско-финских языков водский язык, вместе с эстонским и ливским образуют южную подгруппу. Водский язык представлен несколькими местными... подробнее
|
|
|
hidden
Водское кантеле
В Водском музее есть народный инструмент, который водь называла «канныл», а иногда, по-русски, «кантеле». Вероятно, было и более старое название этого инструмента, т.к. прозвище лужицкого кантелиста Крисанорова Василия Нестеровича было "Кризя", что... подробнее
|
|
|
hidden
Водь
Водь (устар. – чудь, самоназв. – вадьялайн), этническая общность, потомки древнего нас. Северо-Запада России. Водский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи, близок к эстонскому. В. обособилась от... подробнее
|
|
|
hidden
Военное снаряжение
В мужских захоронениях X в. обнаружены мечи, наконечники копий и стрел, топоры, которые соответствовали уровню развития военного снаряжения того времени и ничем не отличались от древнерусских. Это вооружение, скорее всего, закупалось в древнерусских... подробнее
|
|
hidden
Волков Николай Николаевич (1904-1953), ученый
ВОЛКОВ Николай Николаевич (1904–1953), ученый-этнограф. Окончил этногр. отд. геогр. ф-та ЛГУ (1930). В 1931-35 мобилизован на работу в НКВД. С 1935 – науч. сотрудник Ин-та антропологии, археологии и этнографии и Гос. музея этнографии. Участвовал в... подробнее
|
|
hidden
Вопросы исследования карел
Изучение карельского народа, его культуры и языка осуществлялось представителями русской и финляндской науки. Начало изучению карел, как и других народов России, было положено русской наукой еще в XVIII в. Большая часть описаний относится... подробнее
|
|
hidden
Вуокса, р.
ВУОКСА, река. Берет начало из оз. Сайма (Финляндия), протекает по терр. Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл. Дл. – 156 км (из них 143 – в Лен. обл.). Делится на два рукава – северный и южный Сев. (включает оз. Балахановское и Вуокса) впадает в... подробнее
|
|
|
hidden
Выбор имени ребенка
С христианской точки зрения ребенок после крещения обретал ангела-хранителя. Во время крещения священник нарекал ребенку имя, выбранное по святцам его родителями или им самим. Правила выбора имени для мальчиков и девочек были несколько различными.... подробнее
|
|
hidden
Выборг, г.
ВЫБОРГ (швед. – Wiborg; фин. – Viipuri, до 1948), город, адм. центр Выборгского р-на. Нас. – 79,2 тыс. чел. Топоним «Выборг» происходит от древнескандинавского Wiborg – «святая крепость». Осн. в 1293 на месте впадения р. Вуокса в Финский зал. швед.... подробнее
|
|
|
hidden
Выборгский замок
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК (г. Выборг, Замковый о-в). Расположен на о-ве в Крепостном проливе, при впадении р. Вуокса в Выборгский зал. Основан в 1293 швед. правителем Торкелем Кнутсоном на месте укрепленного поселения карел XII–XIII вв. Первонач. замок,... подробнее
|
|
|
hidden
Выход невесты
Все участники свадьбы выходят из дома и останавливаются вблизи крыльца. Зять или брат невесты приводят невесту и передают ее жениху. У жениха и невесты в руках шерстяные рукавицы. Невесту ведут таким образом, что она держится за один кончик платка,... подробнее
|
|
hidden
Вышивка (вепсы)
Вышивки (kirg', kirj, kird) были наиболее распространенным способом украшения текстильных изделий. Хотя на рубеже ХIХ-ХХ вв. ими украшали уже ограниченный круг изделий, в основном женские рубахи (racin, ratsin) и полотенца (kaziраik, vаrnраik),... подробнее
|
|
|
hidden
Вышивка (карелы)
Художественные ремесла имели в Карелии неравномерное развитие: на юге они представлены широко, на севере гораздо скромнее. Это различие легко заметить на примере распространения вышивок. Если людики и ливвики любили украшать ими свою одежду и др.... подробнее
|
|
hidden
Вязание и плетение кружев
Среди карел-ливвиков (в районе Олонца) имело широкое распространение вязание и плетение кружев. Кружева вязали из тонкой льняной нити железным крючком. Товар продавали на ярмарках, а также в Финляндии. В некоторых местностях Олонецкого уезда... подробнее
|
|
hidden
Вяйсянен Армас Отто (1890-1969), этнограф
ВЯЙСЯНЕН (Vaisanen) Армас Отто (1890–1969), фольклорист, этнограф. Учился в Хельсинском ун-те. Магистр (1919), д-р наук (1939). С 1919 чл. Калевальского об-ва, в 1930-42 – его секретарь, с 1942 – пред. В 1940-56 доцент Хельсинского ун-та, в 1956-59... подробнее
|
|
hidden
Гадания (вепсы)
Брачная тема является одной из главных в вепсских календарных обрядах, особенно в зимних. В святки (после Рождества) девушки гадали на женихов; в Крещение происходили своеобразные смотрины девушек на выданье, Масленица тоже поднимала тему брака... подробнее
|
|
hidden
Гадания (ингерманландские финны)
Гадание являлось необходимым элементом празднования Иванова дня и Рождества. Эти разные по обрядности праздники имели два общих элемента - озорство, "хулиганство" молодёжи и гадание девушек. Гадали исключительно девушки. Предметом гадания было... подробнее
|
|