Рубрикатор / Этническая культура / Этнические общности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли»
В середине декабря 2006 г. открылся интерактивный мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли», созданный как просветительская передвижная выставка, которую можно развернуть в любом месте – от городских музейных залов до сельских клубов,... подробнее


Могильник Кекомяки-5
Для костюма из могилы Кекомяки-5 была характерна такая цветовая гамма: юбка, украшенная двухцветной каймой, наплечная накидка с бахромой и головной платок темно-коричневые. В детском же погребении отмечена длинная юбка, наплечная накидка, но не было... подробнее


Могильник Кекомяки-6
Костюм из Кекомяки-6 включал серую юбку, окаймленную жгутом, скрепленную овально-выпуклыми фибулами со звериным орнаментом, от которых спускались Ф-образные пронизки, ажурные держатели цепей. Цепочкой с висевшим на ней ножом в ножнах заканчивалась... подробнее


Могильник Кекомяки-16
В результате реконструкций нескольких женских костюмов XII — XIII вв. по материалам могильников Карельского перешейка, удалось выяснить, что у представителей одного и того же этноса по разным причинам, в том числе и по возрастному признаку,... подробнее


Могильник Леппясенмяки-4
Костюм из длинной юбки, головного платка, наплечной накидки и орнаментированного спиральками передника и с такими же, как в погребении Кекомяки-6, украшениями обнаружен в Леппясенмяки-4. И все же, несмотря на стандартность одежды, погребенная... подробнее


Могильник на Дубовском полуострове
Раскопки могильника на Дубовском полуострове и исследования могильника в дер. Липпово дали возможность представить развитие ижорского погребального обряда в XVI– XVIII вв. Могильник на Дубовском полуострове обнаружен в лесу, среди болота, в 300 м от... подробнее


Могильник у д. Мишкино
К ижорским погребальным памятникам нужно отнести и могильник у д. Мишкино на р. Тосна, в 3 км от ее впадения в Неву, где еще в 1904 г. случайно было открыто и исследовано А. К. Гейкелем захоронение по обряду трупоположения с вещами карельского... подробнее


Морфология вепсского языка
По морфологическому типу вепсский язык - типичный агглютинативный. Каждая грамматическая категория имеет в нем свои морфологические показатели, которые присоединяются к основе слова друг за другом, образуя цепочку аффиксов, у каждого из которых есть... подробнее


Мужская одежда (вепсы)
Основу традиционного мужского костюма вепсов составляла рубаха (paid) из домотканого холста. Рубаха имела туникообразный покрой, который создавался с помощью довольно простых операций: полотнище ткани перегибалось через плечи, на перегибе делалось... подробнее


Мужская одежда (карелы)
Мужчины носили шерстяные или льняные рубахи, похожие на женские, скреплявшиеся у ворота маленькой застежкой. Кафтан шился из валяной шерсти и на груди украшался фибулой. Пояс был кожаным с железными или бронзовыми пряжками, к нему привешивались нож ... подробнее


Мужские головные уборы вепсов
Мужскими головными уборами были в зависимости от сезона заячьи или овчинные шапки-ушанки (sapug) домашнего производства, скатанные из шерсти колпаки, шапки с плюшевым конусообразным ободком, покупные фуражки (furask) c козырьком и околышем, к... подробнее


Музеи (водь)
Деревня Лужицы Кингисеппского района Ленинградской области – последняя деревня компактного проживания води – коренного народа Санкт-Петербургской губернии. Деревня расположена в южной части Лужской губы Финского залива. В 2001 году постоянного... подробнее


Музей Этнокультурного центра
Музей основан в 1995, однако формирование фондов музея началось уже в шестидесятые годы. Более 30 лет учителя и ученики школы в походах и экспедициях собирают старинные предметы быта и орудия труда, исторические документы и фотографии, записывают... подробнее


Навесы для дров
В южной Карелии, в Прионежье строили специальные навесы для дров. Такой навес был очень прост. В землю вкапывали бревна, соединяли их переводинами, складывали две или три стены из бревен и все это сооружение покрывали досками, которые исполняли роль... подробнее


Надмогильные знаки
При оформлении надмогильных знаков соблюдаются весьма древние обычаи, которые к тому же различаются в разных группах вепсов. Северные вепсы после погребения в ноги покойному втыкали носилки, на которых его принесли на кладбище. Верхние концы носилок... подробнее


Народ лесных деревень
Вепсы – коренной народ, места традиционного проживания которого находятся в трех регионах Российской Федерации – в Вологодской и Ленинградской областях и в Республике Карелия. Численность вепсов – 12,5 тысяч человек. Традиционные занятия вепсов –... подробнее


Народная вышивка (ингерманландские финны)
Декоративно-прикладное искусство финнов-ингерманландцев представлено в первую очередь народной вышивкой. Круг предметов, украшаемых вышивкой, был достаточно широк: полотенца с широкими узорными концами, подзоры – нарядные края простыней, скатерти,... подробнее


Находки захоронений. Военное снаряжение
В мужских захоронениях X в. обнаружены мечи, наконечники копий и стрел, топоры, которые соответствовали уровню развития военного снаряжения того времени и ничем не отличались от древнерусских. Это вооружение, скорее всего, закупалось в древнерусских... подробнее


Находки захоронений. Украшения женского костюма (вепсы)
Продукция ювелирного ремесла представлена украшениями для женского костюма. С помощью изделий из цветных металлов удается выявить конкретные исторические связи народа с различными, порой весьма удаленными территориями на определенных временных... подробнее


Начало родов
Начало родов знаменовалось обрядом, в котором женщина обращалась к духам-хозяевам хлева или, по более поздним представлениям, к духам-хозяевам родильного места с просьбой на разрешение занять место для родов и не наблюдать за ней, ибо роды... подробнее


Немцы
НЕМЦЫ (самоназвание – дойч), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Говорят на нем. яз. германской группы индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране и католики. Осн. нас. Германии. В России (на 2002) – 597,2 тыс. чел., в т. ч. в Лен.... подробнее


Обонежье
ОБОНЕЖЬЕ, ист.-культурный регион на северо-западе Европ. части России. Включала в свой состав терр. вокруг Онежского оз. Являлась частью Новгородского гос-ва: по письм. источникам с XII в. известна Обонежская сотня как адм.-терр. образование Вел.... подробнее


Обработка волокна, изготовление одежды
Большое место в домашнем производстве карел занимала обработка растительного волокна для изготовления одежды. Для этой цели сеяли коноплю и лен. Широко использовали также овечью шерсть. Здесь главной работницей была карельская женщина. Из льняных... подробнее


Образование (ингерманландские финны)
«Евангелистская церковь <...> проделала в XVI в. работу в области сохранения финского языка, значение которой трудно переоценить». Обязательным условием для заключения церковного брака была грамотность - умение читать, писать и знать религиозные... подробнее


Обряд воцерковления
Цикл очистительных и социальных обрядов завершался на сороковой день после родов христианским обрядом воцерковления. Согласно церковным предписаниям, женщина после родов считалась нечистой сорок дней и не могла в этот период посещать храм. По... подробнее


Обряд убирания последа
Обряд убирания последа у вепсов носил название hut’ta jalgeliized (букв. «хоронить послед») и действительно напоминал похороны. Это было отнюдь не случайно, ибо тщательное «захоронение» последа считалось залогом здоровья и чадородия матери. Столь... подробнее


Обрядность (водь)
На традиционной обрядности води отразилось русское влияние. Характерны общедеревенские культовые братчины с коллективной варкой пива. До XX в. сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня,... подробнее


Обряды для облегчения родов
Для облегчения родов совершались разнообразные магические действия, имитирующие «свободный выход» ребёнка из чрева матери: развязывались узлы на одежде роженицы, распускались её волосы, открывались печные трубы и двери во всех жилых и... подробнее


Обряды социализации новорожденного
Существовала также группа обрядов, совершаемых над ребёнком,которая имела целью его превращение из биологического существа в социальное. С момента рождения с помощью магических действий ему пытались привить внешние и внутренние качества, обладание... подробнее


Обряды, связанные с пуповиной
Важное место в родильной обрядности вепсов, как и многих других народов, занимали магические действия, связанные с пуповиной (nabarihm – букв. «пуповый шнурок») и последом (jalgeliized). Инструментом для перерезания пуповины обычно служили ножницы,... подробнее

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14