Статьи / Верования (карелы)

Верования (карелы)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Карелы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Верования

В массе своей карелы оставались язычниками, хотя влияние христианства в XIV в., особенно в районах, близких к культурным и административным центрам того времени, было значительным. Известную роль в консервации дохристианских верований сыграло то обстоятельство, что для корелы восприятие богослужения и чтение церковных книг затруднялись незнанием языка, к тому же, как хорошо было подмечено, язычество являлось известной гарантией независимости.
Религиозные вопросы осложнялись политическими. Швецию очень беспокоило усиление новгородского влияния на Карельском перешейке, а Новгород во что бы то ни стало стремился нейтрализовать шведский экспансионизм, приостановить распространение католицизма. В 1227 г. князь Ярослав Всеволодович провел крещение корелы. Вот как об этом сообщает летопись: «Послав крести множество корел, мало не все люди». Однако западных претендентов на чужие земли это не остудило. В 50-е гг. XIII в. папа Александр IV писал архиепископу Упсалы о необходимости крестового похода на корелу. В 1255 г. архиепископ Риги получил разрешение от папы направить епископа к язычникам — води, ижоре и кореле, которые якобы только и ждут принятия новой веры.
Влияние православной веры испытали западные соседи корелы: в финском языке известны славянские, связанные с христианством слова: risti — «крест», skiitta — «скит», pappi — «поп». Опорой Новгорода в укреплении христианской веры были возникшие в XIV в. Валаамский и Коневецкий монастыри.
Естественно, что за короткий срок язычество искоренить невозможно и после похода Ярослава Всеволодовича рядовая часть населения оставалась языческой. Так, в Новгороде в слое середины XIII в. найдена редкая берестяная грамота. Написана она небрежным и своеобразным почерком на карельском языке. Грамота на 600 лет старше всех известных карельских текстов. Использован при этом русский алфавит, что не удивительно: тесные контакты с русским населением привели к знакомству с его письменностью. А содержит грамота языческое заклинание:
Божья стрела (молния) десять имен твоих.
Стрела та она принадлежит богу.
Бог судный направляет.
И в XVI веке архиепископ Макарий был озабочен живучестью язычества у чуди. А финляндский епископ М. Агрикола обличал корелу, приписывая ей «языческие мерзости». В борьбе христианства и язычества возникали совместные формы существования и приспособляемости. Особенно данная ситуация характерна для нашего Севера. В фольклорно-эпических произведениях под влиянием христианства появляются самостоятельные жанры с новыми, в какой-то степени атеистическими народными героями. Например, Вяйнямёйнен под влиянием христианско-языческого мировоззрения превращается из героя в свою противоположность. В конце концов к XIX в., по образному выражению финляндского исследователя, борьба попа и знахаря закончилась взаимным поражением.

Библиография
С.И.Кочкуркина. Корела и Русь / С.И. Кочкуркина; Академия Наук СССР. – Л.: Наука, 1986. -141 с.
Стр. 40-44.

Персоны
Агрикола Микаэль, епископ
Макарий, архиепископ
Ярослав Всеволодович, князь

География
Исторические топонимы/Великий Новгород
Топографические ориентиры/Карельский перешеек

Библиография
Кочкурина С.И. Корела и Русь / С.И. Кочкурина.–Л.: Наука , Ленингр. отд-ние , 1986.–143 с., 14 рис.–(История нашей Родины)., С. 40 - 44