Статьи / Культовые камни

Культовые камни


Рубрикатор / Археологические памятники

КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ. Поклонение К. к. зарегистрировано на всем севере Вост. Европы, включая страны Прибалтики и Скандинавию. Широко представлены камни-следовики с выбитым углубленным изображением отпечатков человеческой ступни. Иногда такие изображения сопровождаются углублениями в виде следов животных. Реже встречаются отпечатки человеческой руки и изображения рогов, рыбы, трезубца, треугольника, круга, овала, стрелы и т. д. Особые группы образуют чашечные камни с характерными круглыми углублениями и камни-крестовики. Существует предположение о связи камней-следовиков с культом Велеса, покровителя домашнего скота; позднее он трансформировался в почитание св. Власия. К. к. – характерный элемент традиционной аграрной культуры, отражающий длительное взаимодействие языческих и христианских представлений (т. н. «двоеверие»). В процессе христианизации сел. нас. их уничтожали, исполнение др. обрядов запрещали. Позднейшие легенды и предания о К. к. связаны с христианскими верованиями. В XIX–XX вв. местные жители сохр. представление о лечебных свойствах К. к., обычай приносить им дары. Сведения о камнях со знаками на терр. Лен. обл. систематизированы А.В. Курбатовым. Большая часть К. к. до наших дней не сохр. Нек-рые камни исследованы археологами. Среди них огромный валун с изображением ступни на окраине курганного могильника у дер. Большая Вруда в Волосовском р-не (Е.А. Рябинин, 1971), камень «Пятница» у дер. Большое Конезерье в Лужском р-не (Г.С. Лебедев, 1979), неск. камней в Приозерском р-не (А.И. Сакса, 1980; В.А. Лапшин, 1990) и др. Широко известен Конь-камень на о. Коневец в Ладожском оз., к-рый служил местом языческих жертвоприношений.
Лит.: Лебедев Г.С. Памятники урочища «Священка» на оз. Врево в Верхнем Полужье // Археология и история Пскова и Псковской земли: Тезисы конференции. Псков, 1987. С. 67-69; Курбатов А.В. Культовые камни и почитаемые источники на территории Ленинградской области // Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 2. СПб., 1995. С.179-193; Рябинин Е.А. От язычества к христианству (По материалам средневекового прошлого Северо-Западной Руси) // Культурное наследие Российского государства. Вып. III. СПб., 2002. С. 130-149.
К.М. Плоткин

Авторы
Плоткин Константин Моисеевич

Персоны
Курбатов Александр Валерьевич, автор произведения
Лапшин Владимир Анатольевич, сотрудничал
Лебедев Глеб Сергеевич, сотрудничал
Макарий, митрополит, упоминается
Рябинин Евгений Александрович, сотрудничал
Сакса Александр Иванович, сотрудничал
Феодосий архиепископ, упоминается

География
Ленинградская обл/Волосовский р-н/Большая Вруда д
Ленинградская обл/Лужский р-н/Большое Конезерье д
Исторические топонимы/Великий Новгород/Водская пятина
Топографические ориентиры/Коневец остров
Топографические ориентиры/Ладожское оз.
Ленинградская обл/Приозерский р-н

Библиография
Курбатов А.В. Культовые камни и почитаемые источники на территории Ленинградской области // Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 2 (приложение). СПб. 1995, С.179-193
Лебедев Г.С. Памятники урочища «Священка» на оз. Врево в Верхнем Полужье // Археология и история Пскова и Псковской земли: Тезисы конференции. Псков. 1987. С. 67-69, С. 67-69
Рябинин Е.А. От язычества к христианству (по материалам средневекового прошлого Северо-Западной Руси) // Культурное наследие Российского государства. Вып. III. СПб. 2002., С. 130-149

Предметный указатель
«Конь-камень», памятник природы
"Пятница", камень


Упоминается в статьях:

Большая Вруда, дер.
БОЛЬШАЯ ВРУДА, деревня в Волосовском р-не. Нас. – 2100 чел. Расположена в верх. течении р. Вруда (правый приток р. Луга), на ш. Волосово – Ополье юго-западнее ж.-д. ст. Вруда ветки Гатчина – Ивангород. Топоним Вруда происходит от «врутец»... подробнее