hidden
Апотропеическая обрядность (карелы)
Одной из главных функций религиозно-магических элементов карельской семейной обрядности оставалась предохранительно-сберегательная (или апотропеическая – по Е. Г. Кагарову). Причина такого положения крылась в тяжелых условиях жизни карельского... подробнее
|
|
hidden
Беременность (вепсы)
Для обозначения беременной женщины вепсы повсеместно использовали названия, подчеркивающие ее внешнее физическое изменение – большой живот – kohtunke или vacanke (букв. «с животом»). В то же время среди северных вепсов известны иносказаниия,... подробнее
|
|
hidden
Беременность (карелы)
В период беременности для охраны плода в чреве матери от порчи будущей матери запрещали сообщать людям сроки беременности, запрещали посещать кладбище и умерших (дитя будет похоже на покойника), участвовать в ссорах (дитя будет нервным), толкать... подробнее
|
|
hidden
Болезни в первый год жизни
Множество болезней подстерегало ребёнка в первый год его жизни. Среди них: щетинка, рахит, золотуха, грыжа, родимчик и др. Эти болезни вепсянки лечили сами или обращались за помощью к колдунам. Распространенной болезнью младенческого периода являлся... подробнее
|
|
hidden
Выбор имени ребенка
С христианской точки зрения ребенок после крещения обретал ангела-хранителя. Во время крещения священник нарекал ребенку имя, выбранное по святцам его родителями или им самим. Правила выбора имени для мальчиков и девочек были несколько различными.... подробнее
|
|
hidden
«Закрепление» нового статуса в обществе
Ребенок и роженица считались зараженным специфической послеродовой "нечистотой", которая преодолевалась в течение шести недель. Народное средство первичного преодоления такой нечистоты состояло в трехкратном посещении бани роженицей и ребенком. У... подробнее
|
|
hidden
Изменение социального статуса молодой матери
После благополучных первых родов изменялся социальный статус молодой матери. В первые послеродовые дни роженицу обязательно навещали родственницы и замужние соседки. У северных вепсов такое посещение имело некоторые особенности: его начинали мать и... подробнее
|
|
hidden
Колыбельные песни
Чтобы младенец уснул, его укачивали и пели колыбельные песни. Тексты вепсских колыбельных песен обычно содержали мечту о том, что ребёнок скоро вырастет и станет хорошим человеком, а также представления о сне как особом существе, которое придет к... подробнее
|
|
hidden
Люлька
До момента вставания ребёнка на ноги его главным местом обитания в избе была люлька (katte, kattud, baju). Люлька мастерилась отцом или дедом новорожденного, а затем передавалась по наследству от старших детей к младшим. На территории проживания... подробнее
|
|
|
hidden
Начало родов
Начало родов знаменовалось обрядом, в котором женщина обращалась к духам-хозяевам хлева или, по более поздним представлениям, к духам-хозяевам родильного места с просьбой на разрешение занять место для родов и не наблюдать за ней, ибо роды... подробнее
|
|
hidden
Обряд воцерковления
Цикл очистительных и социальных обрядов завершался на сороковой день после родов христианским обрядом воцерковления. Согласно церковным предписаниям, женщина после родов считалась нечистой сорок дней и не могла в этот период посещать храм. По... подробнее
|
|
hidden
Обряд убирания последа
Обряд убирания последа у вепсов носил название hut’ta jalgeliized (букв. «хоронить послед») и действительно напоминал похороны. Это было отнюдь не случайно, ибо тщательное «захоронение» последа считалось залогом здоровья и чадородия матери. Столь... подробнее
|
|
hidden
Обряды для облегчения родов
Для облегчения родов совершались разнообразные магические действия, имитирующие «свободный выход» ребёнка из чрева матери: развязывались узлы на одежде роженицы, распускались её волосы, открывались печные трубы и двери во всех жилых и... подробнее
|
|
hidden
Обряды социализации новорожденного
Существовала также группа обрядов, совершаемых над ребёнком,которая имела целью его превращение из биологического существа в социальное. С момента рождения с помощью магических действий ему пытались привить внешние и внутренние качества, обладание... подробнее
|
|
hidden
Обряды, связанные с пуповиной
Важное место в родильной обрядности вепсов, как и многих других народов, занимали магические действия, связанные с пуповиной (nabarihm – букв. «пуповый шнурок») и последом (jalgeliized). Инструментом для перерезания пуповины обычно служили ножницы,... подробнее
|
|
hidden
Обряды, связанные с рождением ребенка
Женщину в период беременности не считали нечистой, ее не оберегали от сглаза. Также не были определены и виды работ, которые запрещалось выполнять в период беременности. Повсеместно в 1920-30-е гг. мать и ребенок после родов не показывались чужим... подробнее
|
|
hidden
Очистительные послеродовые обряды
С первым криком ребёнка, возвещающим о его появлении на свет, новорожденный и мать (вместе или по отдельности) становились объектами двух групп обрядов: очищения и социализации, – которые совмещались или проводились, попеременно чередуясь.... подробнее
|
|
hidden
Питание ребенка
Здоровье новорожденного во многом зависело от его питания. Ребёнка кормили молоком матери до рождения у нее следующего младенца. Последний или единственный ребёнок в семье мог получать грудное молоко вплоть до пятилетнего возраста. С кормлением... подробнее
|
|
hidden
Подготовка к родам
В вепсских семьях женщины занимались различными хозяйственными работами вплоть до самого наступления родов. Запрещалось только мытье полов, ибо у беременной, находившейся при таком занятии в резко согнутом положении, пуповина могла обвиться вокруг... подробнее
|
|
hidden
Подпорожский историко-краеведческий музей
Идея создания музея в Подпорожье возникла в 1965 г. Сначала был образован краеведческий кружок, для чего в Доме культуры выделили комнату, которая превратилась в Уголок истории Присвирья. Именно туда стали поступать первые экспонаты. Работой по... подробнее
|
|
hidden
Послеродовые обряды
По времени рождения младенца, его первому поведению вне материнской утробы и физическим особенностям судили о его дальнейшей судьбе. Например, северные вепсы рассматривали апрель «обманчивым» месяцем. Если ребенок родился в апреле, к тому же 13... подробнее
|
|
hidden
Появление зубов у ребенка
Если сравнить три периода детства (младенческий, детский от одного года до 8-10 лет и подростковый), выделяемых вепсской возрастной периодизацией, то окажется, что наиболее ритуализированным у вепсов являлся первый год жизни ребёнка.
Особенно... подробнее
|
|
hidden
Предварительная обрядность (карелы)
Обряды родильные, как и любые обряды "перехода", содержали 4 блока обрядов: предварительную обрядность, обрядность "отделения" от прежних обстоятельств (период беременности), обрядность собственно "перехода" (родов) и обрядность "закрепления" нового... подробнее
|
|
hidden
Ребенок учится ходить
Движение является важнейшим показателем жизнеспособности человека. Поэтому такие моменты в физическом развитии ребёнка, как вставание на ноги при поддержке за опору и совершение первых самостоятельных шагов вепсы отмечали ритуалами. Любой член... подробнее
|
|
hidden
Родильная обрядность вепсов
В вепсской семье отмечались такие важнейшие события в жизни каждого её члена, как рождение, вступление в брак, смерть. Все они сопровождались многочисленными, традиционно передающимися от поколения к поколению, обрядами.
В традиционной обрядности... подробнее
|
|
hidden
Роды (карелы)
Рожать уходили тайно в одиночку либо в сопровождении повитухи (русское - бабки "пупорезки", карельское - "боабо"), которая знала, как правильно принять младенца, остановить послеродовое кровотечение, заговорить младенца от золотухи, родимца и других... подробнее
|
|
hidden
Традиционная родильная обрядность (ингерманландские финны)
Сведения о семейной и общественной жизни финнов-ингерманландцев сохранились довольно скудными. Известно, что крестьянские семьи имели в XIX веке значительный численный состав. Как уже отмечено, у «настоящих государственных» сохранялись большие... подробнее
|
|
hidden
Традиционные родильные обряды
Роды обычно происходили в бане. Источники начала XVI века сообщают, что к новорожденным детям призывали колдунов-«арбуев», которые и давали детям имена, и лишь потом несли детей крестить в церковь. В XVIII веке народный обряд, сопровождавший... подробнее
|
|
hidden
Церковный обряд крещения
Церковный обряд крещения (r’ist’itada, r’ist’t’a – «крестить», kumuskotta – «кумиться», valatada – «обливать») вепсы совершали в течение первых дней жизни ребёнка. После крещения ребенок приобретал новый социальный статус – крещеного (r’ist’it).... подробнее
|
|