hidden
Вербное воскресенье (водь)
У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли их на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также... подробнее
|
|
hidden
Верования (вепсы)
Вепсы живут в настоящее время в восточных районах Ленинградской области, на западе Вологодской и на юго-востоке Карельской АССР. По диалектам их делят на 4 группы: 1) средние - оятские, винницкие (Лодейнопольскнй и Подпорожский районы Ленинградской... подробнее
|
|
hidden
Верования (карелы)
В массе своей карелы оставались язычниками, хотя влияние христианства в XIV в., особенно в районах, близких к культурным и административным центрам того времени, было значительным. Известную роль в консервации дохристианских верований сыграло то... подробнее
|
|
hidden
Вероисповедание (ингерманландские финны)
По вероисповеданию финны-ингерманландцы традиционно относятся к лютеранской церкви, однако часть из них придерживается православной веры.
Хотя, по условиям Столбовского мира, жителям отошедших к Швеции территорий было предоставлено право свободного... подробнее
|
|
hidden
Дохристианские верования
Дохристианские элементы сохранялись в обрядности весьма устойчиво вплоть до ХХ века. Верили в различных духов: домового, охранявшего двор крестьянина и его семью, духа-покровителя домашнего скота; «рижника», обитавшего в риге; «банника», жившего в... подробнее
|
|
hidden
Духи предков
Духи предков появились более поздно по сравнению с духами природы. Самые ранние из них относились ко времени родового общества, они представлялись защитниками родового очага. Это – домовые, домашние хозяева («перть-ижанд», «коди-ижанд»). С... подробнее
|
|
hidden
Иванов день (ингерманландские финны)
Верования у финнов-ингерманландцев связаны с пасхальной ночью и ночью на Ивана Купалу. В ночь на Иванов день обычно предсказывают будущее. С этой целью следует подняться на крышу трижды перемещенного дома, либо на камень, который никогда не сдвигали... подробнее
|
|
hidden
Колдовство, знахарство, целительство
На территории Сойкинского полуострова была собрана информация по духовной культуре местного ижорского населения, в том числе относящаяся к сфере народной демонологии и колдовства.
У ижор сохранились представления о домовом, так называемом "земляном... подробнее
|
|
hidden
Колдуны (нойды)
Самые непосредственные отношения с "лесной силой" имеют нойды (колдуны). Их бывает несколько на группу деревень. В 1973 г. на шесть деревень Kадвинского куста (Подпорожский район) было три нойды – двое мужчин и одна женщина. К нойдам обращаются,... подробнее
|
|
hidden
Обрядность (водь)
На традиционной обрядности води отразилось русское влияние. Характерны общедеревенские культовые братчины с коллективной варкой пива. До XX в. сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня,... подробнее
|
|
hidden
Пасха (водь)
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом... подробнее
|
|
hidden
Пасхальная ночь (ингерманландские финны)
Пасхальная ночь помогала ведьмам, заговаривающим скот, а Иванова ночь помогает мужчинам – колдунам, которые надеются переместить урожай с одного поля на другое. С этой целью идут на поле, которое хотят лишить изобилия, заключают в охапку колосья, не... подробнее
|
|
hidden
Поклонение водяному (вэдэхийне)
Одним из наиболее почитаемых духов является водяной. Он соединяет в себе духа – хозяина вод и духа, связанного с царством мертвых. В представлении вепсов – это тучный мужчина с длинными волосами. Но показывается он в разных обличьях: то в виде... подробнее
|
|
hidden
Поклонение деревьям
У южных вепсов (д. Сидорово) имелось почитаемое дерево можжевельника. Оно стояло на холме, в праздник Пасхи бывало увешано ленточками, к нему приносили жертвы, так же, как к камню в Озёрах. К нему же весной, в первый день выгона скота (23 апреля),... подробнее
|
|
hidden
Поклонение камням
О языческих верованиях населения Обонежья, где жили и вепсы, упоминается в посланиях новгородского епископа Макария в первой половине ХVI в.: «Суть же скверные молбища их лес и камение, и реки, и блата, источники и горы, и холми, солнце и месяц, и... подробнее
|
|
hidden
Поклонение лесному хозяину («метц-ижанду»)
Лесные и водяные «силы» обобщены в антропоморфных образах лесного и водяного хозяев – повелителей духов леса и воды. Они являются «силой», с которой считаются до сих пор.
Лесного хозяина («метц-ижанд») представляют в виде человека то очень... подробнее
|
|
hidden
Почитаемые места
К почитаемым местам относятся природные или созданные человеком объекты, которые народное сознание связывает с потусторонними силами. Далеко не все информанты, опрошенные во время полевых работ на Сойкинском полуострове, могут указать такие объекты.... подробнее
|
|
hidden
Почитание животных
В верованиях вепсов можно проследить и очень неясные остатки почитания животных, птиц, рыб. Птица – часто встречающийся мотив вепсской вышивки. Иногда это фантастические птицы, а чаще – известных видов, например, глухарь на полотенцах южных вепсов.... подробнее
|
|
|
hidden
Религия (водь)
Водь - православные. Долгое время сохранялись пережитки язычества. К XVI в. относятся сведения о распространении в Водской земле идолопоклонничества и о жрецах, которых называли арбуи. Несмотря на сравнительно раннее принятие христианства, в быту и... подробнее
|
|
hidden
Религия (ижора)
Ижоры являются православными христианами. Начало распространения христианства относится к временам Новгородской республики. Еще в XVI в. многие ижоры оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). В документах того... подробнее
|
|
hidden
Религия (ингерманландские финны)
За души ингерманландцев вели борьбу Византийская и Римская церкви. Граница религий установилась на реке Нарва; Эстония относилась к западу, Ингерманландия - к востоку. После заключения в 1617 г. Столбовского мирного договора в Ингерманландии... подробнее
|
|
hidden
Сотворение мира. Мировое яйцо
Исследователи отмечают большое количество произведений эпической поэзии. Древние мифологические сюжеты сохранились в рунах ижоры. Наибольшую известность получили руны о Куллерво.
В ижорской руне мир из яйца творит ласточка - «птица воздуха». Она... подробнее
|
|
hidden
Троица (водь)
Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же... подробнее
|
|
hidden
Христианство
Представители народа ижоры являются православными христианами. Начало распространения христианства относится к временам Новгородской республики. Ещё в XVI веке ижора оставалась язычниками и поклонялась природным объектам (камням и деревьям), на что,... подробнее
|
|
hidden
Церковные праздники
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие... подробнее
|
|