hidden
Вяйсянен Армас Отто (1890-1969), этнограф
ВЯЙСЯНЕН (Vaisanen) Армас Отто (1890–1969), фольклорист, этнограф. Учился в Хельсинском ун-те. Магистр (1919), д-р наук (1939). С 1919 чл. Калевальского об-ва, в 1930-42 – его секретарь, с 1942 – пред. В 1940-56 доцент Хельсинского ун-та, в 1956-59... подробнее
|
|
hidden
Европеус Даниэль (1820-1884), ученый
ЕВРОПЕУС (Europaeus) Давид Эммануель Даниэль (фин. – Танели; рус. – Давид Петрович) (1820–1884), фольклорист, археолог, этнограф. Родился в семье пастора в усадьбе Олккола прихода Савитайпале Выборгской губ. (ныне Финляндия). Окончил нем. лицей в... подробнее
|
|
|
hidden
Заговоры и заклинания
Долго сохранялись у ижорцев заговоры и заклинания – древнейшие формы устной поэзии. Ритмически и стилистически они близки эпическим песням, но в отличие от песен заговоры не пелись, а произносились. До наших дней дошли заклинания при первом выгоне... подробнее
|
|
hidden
Ларин Параске
«Ларин Параске – замечательная сказительница наших дней, достигшая настоящих высот певческого искусства. Для современного поколения она является образцом совершенного мастерства, которое может быть доступно только выдающемуся певцу. Творчество... подробнее
|
|
hidden
Ларин Параске (1833/34-1904), сказительница
ЛАРИН ПАРАСКЕ (Ларина-Степанова, урожд. Никитина) Прасковья Никитична (1833/34, С.-Петерб. губ. – 1904, дер. Васкела Выборгской губ.), ижорская рунопевица и сказительница. Родилась. в дер. Мискюля (она же Миискунмяки, в наши дни не существует) близ... подробнее
|
|
|
hidden
Луукка Мария
Марию Луукку считают одной из самых одаренных певиц западной Инкери. Она родилась в 1849 или 1850 г. в деревне Кайболово (Кайпаала) в Куземкино (Нарвуси), ныне Кингисеппский район. В 18 лет она вышла замуж за уроженца Приморска (Койвисто) Туомаса... подробнее
|
|
hidden
Мельников Онтропо
Онтропо Мельников был современником и земляком Ларин Параски, и в детстве они пели вместе. Он родился в деревне Соффолово (Сохвола) прихода Вуолы в 1834 г. Онтропа считают самым искусным певцом в Северной Ингерманландии. Он был крепостным, и его... подробнее
|
|
hidden
Мифология, язычество
В 1541 г. М. Агрикола, основатель финской книжности и основоположник литературного языка, в стихотворном предисловии к переводу „Псалтыря" впервые перечислил ряд имен языческих божеств у карел и финского племени хяме (емь). В перечне называются... подробнее
|
|
hidden
Причети (вепсы)
Вепсы относятся к народам с особенно развитой формой причети, однако вепсские причитания, как и в целом фольклор вепсов, изучены пока недостаточно. Хотя первое же обращение к их исследованию привело к крайне любопытным выводам вепсская мелострофа... подробнее
|
|
hidden
Рунопевцы
РУНОПЕВЦЫ (фин. – runonlaulajat), исполнители нар. поэтических произв. у прибалт.-фин. народов (карел, ижор, води, вепсов), сказители (фин. runo – стихотв., руна). Репертуар Р. Ингерманландии отличался от карельской фольклорной традиции меньшим... подробнее
|
|
hidden
Фольклор
ФОЛЬКЛОР народов Лен. обл. (см. Этнические общности Ленинградской области) представляет многослойное полиэтническое наследие, к-рое явилось результатом богатой истории региона. Одним из первых в 1824-29 изучением вепсов занимался А.М. Шёгрен,... подробнее
|
|
|
hidden
Фольклор (вепсы)
В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии - танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция.
Вепсскую землю воспевал Яакко Ругоев. В стихотворении “Vepsien maa”... подробнее
|
|
hidden
Фольклор (водь)
Водский язык никогда не был письменным, но существовала богатейшая устная традиция. Еще в середине XIX века финские фольклористы открыли на этих землях поистине клад песенной культуры. И хотя об эпической поэзии води данных нет, в течении более чем... подробнее
|
|
hidden
Фольклор (ижора)
У ижоры было записано большое количество произведений эпической поэзии (так называемые руны). Ижорские руны были использованы финским фольклористом Элиасом Лeннротом (1802-1884) при создании текста «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наибольшую... подробнее
|
|
hidden
Фольклор (ингерманландские финны)
Наряду с Карелией Ингерманландия являлась сокровищницей финского народного творчества. Ингерманландию "нашли" в середине 1800-х гг., собирание фольклора длилось до революции. Особенно хорошо сохранились женские лирические песни калевальской метрики,... подробнее
|
|
|
hidden
Фольклор (ингерманландские финны)
Ингерманландия с её народными традициями была открыта для науки в середине XIX века, когда Даниэль Эуропеус (1820-1884) рассказал, что там есть еще места, где умеют петь старинные народные песни. Это искусство в самой Финляндии было уже во многом... подробнее
|
|
hidden
Фольклор (карелы)
Устное поэтическое творчество карельского народа очень богато. Карельские эпические песни (руны), возникновение которых относится к раннему периоду развития народа, послужили основой создания широко известного эпоса «Калевала».
Первый, кто записал... подробнее
|
|
hidden
Частушки (вепсы)
Вепсская частушка имеет в основном безрифменную (метрически повторяющуюся русскую частушку) форму. Главная тема частушек – любовь, многие из них – юмористические; в некоторых и рифма “выскакивает”, иной раз довольно удачно. В качестве примера... подробнее
|
|
hidden
Элиас Леннрот в стране вепсов
Великого человека мы узнаем лишь тогда, когда он проявит свое величие. Таким был в нашем финно-угорском мире Элиас Леннрот из местечка Самматти (Финляндия) – врач-терапевт, который в XIX столетии проявил себя в области культуры. Он работал в поселке... подробнее
|
|