Статьи / Ладожские каналы

Ладожские каналы


Рубрикатор / Топография/Водоемы и водотоки

ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ. Соединяют устье р. Волхов и исток Невы, проходят вдоль юж. побережья Ладожского оз. Существуют два канала – Староладожский и Новоладожский. Стр-во канала было вызвано необходимостью иметь надежный водный путь в обход труднопроходимой Ладоги, на к-рой гибло множество судов (до трети от общего кол-ва). Указ о начале стр-ва был издан Петром I 18 нояб. 1718. Для обеспечения сооружения канала был установлен особый общеимперский подворный налог. Из-за недостатка вольнонаемных рабочих в стр-ве активное участие принимали воинские подразделения. Первоначально работами руководил Г.Г. Скорняков-Писарев, в 1723 на его место назначен гр. Х.А. Миних. Петр I лично инспектировал сооружение канала в 1723 и 1724. С 1724 кол-во рабочих на стр-ве было увеличено с 16 до 25 тыс. чел. В 1731 канал, названный им. Петра Великого был введен в эксплуатацию. Он стал частью Вышневолоцкой водной системы, сооруженной к 1709. Дл. канала составляла ок. 111 км, шир. – более 20 м, глубина – св. 2,4 м. Укрепления берегов были выполнены из фашин, дерева и дикого камня. Кан. отходил в 4 км от устья Волхова и соединялся с Невой в 1 км от истока. Между рр. Кобона и Волхов вдоль кан. были созданы спец. водохранилища, т. н. «резервы» для поддержания необходимого уровня воды. При них, а также на местах соединения кан. с Невой и Волховом были устроены шлюзы с водоспусками. В 1766–1802 к северо-востоку от Ладожского кан. до устья р. Сясь был прорыт Сясьский кан., а в 1802-10 он был продолжен до устья р. Свирь, став частью Мариинской водной системы. В 1820–1830-е прошла реконструкция нек-рых гидротехн. сооружений (шлюзов и водоспусков). В 1861-66 из-за обмеления старого канала ближе к береговой линии был прорыт новый безшлюзовый канал, получивший имя имп. Александра II. Его открыли 1 сент. 1866. Прежний канал стал называться Староладожским, а вновь сооруженный – Новоладожским. Новый кан. принял на себя осн. нагрузку по транспортировке грузов, а старый использовался как дополнительный путь. На концах Л. к. находятся гг. Новая Ладога и Шлиссельбург. Вдоль трассы расположен ряд сел. населенных пунктов, наиболее значительными и древними из к-рых являются дер. Дубно, Лигово, Черное, Леднево, Кобона, Лаврово. В наст. время Новоладожский кан. используется для местных перевозок, Староладожский постепенно разрушается.
Лит.: Казнаков В.Г. Исторический очерк Ладожских каналов, старого и нового. СПб., 1866; Горелов В. Речные каналы в России. Л.; М., 1953; Евгеньев Г. По водным путям Северо-Запада. Л., 1958; Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 120-121.
С.Б. Егоров

Авторы
Егоров Сергей Борисович

Персоны
Александр II, император, упоминается
Миних Христофор Антонович (Бурхард Кристоф), граф, сотрудничал
Петр I, император, упоминается
Скорняков-Писарев Григорий Григорьевич, руководил

География
Топографические ориентиры/Волхов р.
Топографические ориентиры/Вышневолоцкая водная система
Ленинградская обл/Волховский р-н/Дубно д
Ленинградская обл/Кировский р-н/Кобона д
Топографические ориентиры/Кобона р.
Ленинградская обл/Кировский р-н/Лаврово д
Топографические ориентиры/Ладожское оз.
Ленинградская обл/Кировский р-н/Леднево д
Ленинградская обл/Волховский р-н/Лигово д
Топографические ориентиры/Мариинская водная система
Топографические ориентиры/Нева р.
Ленинградская обл/Волховский р-н/Новая Ладога г
Топографические ориентиры/Новоладожский канал
Топографические ориентиры/Свирь р.
Топографические ориентиры/Староладожский канал
Топографические ориентиры/Сясь р.
Топографические ориентиры/Сяський канал
Ленинградская обл/Кировский р-н/Черное д
Ленинградская обл/Шлиссельбург г

Библиография
Горелов В. Речные каналы в России. Л.-М., 1953
Евгеньев Г. По водным путям Северо-Запада. Л., 1958
Казнаков В. Исторический очерк Ладожских каналов Старого и Нового. СПб., 1873.
Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978, С. 120-121


Упоминается в статьях:

Базен Петр Петрович (1786-1838), архитектор, ученый, педагог
БАЗЕН (Bazaine) Петр Петрович (Пьер Доминик) (1786–1838), инженер-строитель, механик, математик, педагог, чл.-корр. (1817) и поч. ч. (1827) СПб. АН, ген.-лейт. (1830). Выходец из Франции. С 1810 на рос. службе. В 1815-20 проф. Ин-та корпуса инж.... подробнее


Гидрографическая сеть
ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЕТЬ. Более 19500 рек и 1800 озер (крупнейшие - Ладожское и Онежское) образуют Г. с. Лен. обл. Речная сеть густая и разветвленная. Исключение представляет Ижорская возвышенность, где густота речной сети самая низкая на Северо-Западе... подробнее


Журавский Дмитрий Иванович (1821–1891), архитектор
ЖУРАВСКИЙ Дмитрий Иванович (1821–1891), инженер, тайный советник (1876), лауреат Демидовской премии (1855). Окончил Ин-т корпуса инж. путей сообщения (1842). В 1842-50 участвовал в изысканиях, проектировании и стр-ве жел. дороги СПб. – Москва (см.... подробнее


Лава, р.
ЛАВА, река. в Кировском р-не. Дл. - 51 км. Вытекает из болот восточнее гор. пос. Назия, впадает в Ладожское оз. (бухта Петрокрепость). Топоним прибалт.-фин. происхождения (фин. laaja, lavea – широкий, просторный, обширный). По Л. проходила... подробнее


Миних Христофор Антонович (Бурхард Кристоф) (1683-1767), граф, военный деятель, архитектор
МОНРЕПО, усадьба (г. Выборг, на берегу Защитной бухты Выборгского залива в сев.-зап. части о. Твердыш). Устройство парка на о-ве началось в 1760, когда эта местность стала имением воен. коменданта Выборга П.А. Ступишина. Для этого голые скалы были... подробнее


Музей истории города Шлиссельбурга
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА ШЛИССЕЛЬБУРГА (г. Шлиссельбург, Фабричный о-в, 2а), муниц. музей, филиал «Музейного агентства». Осн. 18 июля 1990, первая экспозиция открыта в февр. 1997 в здании Культурно-спорт. комплекса «Невский». В музее представлены... подробнее


Новая Ладога, г.
НОВАЯ ЛАДОГА, город в Волховском р-не. Нас. 10 тыс. чел. Расположен в центральной части Лен. обл. на Приладожской низине, в устье р. Волхов, в 25 км к северу от г. Волхов. Адм. в состав города входят также пять сел. населенных пунктов на трассе... подробнее


Промышленная архитектура
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Изучение конструктивных и функциональных особенностей производственных сооружений с точки зрения их эстетической выразительности началось сравнительно недавно. На материале Лен. обл. подобных иссл. пока не предпринималось.... подробнее


Скорняков-Писарев Григорий Григорьевич (1686-1747), архитектор
СКОРНЯКОВ-ПИСАРЕВ Григорий Григорьевич (1686–1747), военный инженер, ген.-майор (1722). В качестве пенсионера Петра I учился математике в Берлине. В 1718-21 руководил сооружением Лиговского кан. в СПб. (засыпан в 1891). В 1719-23 строил по своему... подробнее


Старая Ладога, с.
СТАРАЯ ЛАДОГА (до 1704 – Ладога), село в Волховском р-не. Нас. – 2200 чел. Находится на левом берегу р. Волхов при впадении р. Ладожка (Елена). Топоним прибалт.-фин. происхождения – Alodejogi (Нижняя река), в скандинавской традиции –... подробнее


Шлиссельбург, г.
ШЛИССЕЛЬБУРГ (в 1944-92 – Петрокрепость), город в Кировском р-не. В 1996–2005 – отд. муниц. образование. Нас. – 12,4 тыс. чел. Расположен у истока р. Нева, на ее левом берегу. Ш. связан автобусным сообщением с Кировском и СПб. Ближайшая ж.-д. ст.... подробнее