Статьи / Дороги

Дороги


Рубрикатор / Топография

ДОРОГИ. Дорожная сеть на терр. Лен. обл. исторически развита неравномерно: р-ны восточнее р. Волхов хуже обеспечены Д., поскольку основные экон., воен. и культурные центры всегда были сосредоточены на западе. В нач. ХХI в. плотность Д. в зап., прилегающих к СПб. районах, достигает 217 км на 1000 кв. км, тогда как на востоке (Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский р-ны) этот показатель в 2,5 раза меньше. В древности Д. служили водные пути: зимой по замершим рекам передвигались на санях (см. Гидрографическая сеть, «Путь из варяг в греки»). Развитие сухопутных путей связано с развитием государственности и городов. В ср. века водные и сухопутные пути (Лужский, Водский, по р. Волхов, Ладожскому оз., р. Нева) связывали Новгород с побережьем Балтики. С кон. XV в. они постепенно преобразуются в ямские «государевы дороги» до Копорья, Ивангорода (Ивангородская д.), Ладоги – Орехова – Корелы (с ответвлением к Тихвину и Олонцу). В XVII в. отмечены Д. Ниеншанц – Выборг с ответвлением на Кексгольм (Приозерск) и Ниеншанц – Нарва (в XVIII в. известна как Копорская д.). Наиболее густая сеть проселочных Д. сформировалась на Ижорской возвышенности – самом густонаселенном с.-х. р-не. С XVIII в. влияние на формирование дорожной сети оказывает СПб. В результате в зап. части Лен. обл. дорожная сеть приобрела радиальный характер: крупные Д. соединяют центр (СПб.) с различными пунктами периферии. Важнейшей становится трасса СПб. – Москва. Первая «большая перспективная дорога» СПб. – Москва через Старую Руссу, Ржев, Волоколамск была открыта в 1746 (участок от СПб. до Сосницкого яма – в 1742). Именно на ней были организованы почтовые ст. В XIX в. появились шоссейные Д., заменившие грунтовые на гл. направлениях (первой стала новая д. СПб. – Москва, построенная в 1817-35). В сер. XIX в. к разряду почтовых Д. относились Ковенское (ныне Киевское) ш., Нарвское ш., Архангелогородский тракт (д. через Шлиссельбург параллельно Ладожским каналам). В XX в. началось стр-во Д. для автомоб. транспорта, произошла практически полная замена брусчатки на асфальтовое покрытие. Стр-во новых Д. (в том числе и ж.-д. путей; см. Октябрьская железная дорога) и совершенствование уже существовавших способствовало повышению товарности сел. хозяйства, проникновению в деревенский быт элементов гор. культуры. В сов. период стр-во Д. было связано и с воен. целями: это т. н. «ворошиловские» Д., построенные в 1930-е на Сойкинском и Кургальском п-овах; две дугообразные Д., огибающие СПб. с юга и севера, неофициально наз. «бетонки» из-за использования при первоначальном покрытии бетонных плит (одна из них проходит от Большой Ижоры до Кировска, вторая – от Ушково до пос. им. Морозова). В 1970-90-е проводились многочисл. спрямления и расширения Д., строились Д., минующие населенные пункты (Мурманское ш. от СПб. до Ладожского моста, автотрасса «Скандинавия»), объездные Д. вокруг ряда городов (Гатчина, Кингисепп, Пикалево). В наст. время ведется стр-во кольцевой Д. вокруг СПб. Часть завершенного вост. полукольца проходит по терр. Всеволожского р-на. В 2004 протяженность д. общего пользования в Лен. обл. составила 10909 км (федеральных – 1245 км, территориальных – 9664 км). Плотность автодорог общего пользования в целом по обл. – 127 км на 1000 кв. км терр. (ср. показатель по России – 31 км на 1000 кв. км). Дорожное стр-во в Лен. обл. осуществляется в рамках региональной программы совершенствования и развития сети автомоб. дорог до 2020.
Лит.: Дороги России. М., 1996; Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 346-365; Плоткин К.М. Русские и шведские источники XVII в. о путях сообщения Новгородской земли // Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909–1969. Псков, 1999. С. 176-202; Официальное представительство Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/economics/transport
А.Ю. Чистяков

Авторы
Чистяков Антон Юрьевич

География
Ленинградская обл/Бокситогорский р-н
Ленинградская обл/Ломоносовский р-н/Большая Ижора гп
Топографические ориентиры/Волхов р.
Ленинградская обл/Всеволожский р-н
Ленинградская обл/Выборгский р-н/Выборг г
Ленинградская обл/Гатчинский р-н/Гатчина г
Ленинградская обл/Ивангород г
Топографические ориентиры/Ижорская возвышенность
Ленинградская обл/Всеволожский р-н/имени Морозова гп
Ленинградская обл/Кингисеппский р-н/Кингисепп г
Ленинградская обл/Кировский р-н/Кировск г
Ленинградская обл/Ломоносовский р-н/Копорье с
Топографические ориентиры/Кургальский п-ов
Топографические ориентиры/Ладожский канал
Ленинградская обл/Лодейнопольский р-н
Сопредельные территории/Нарва г
Исторические топонимы/Ниеншанц
Сопредельные территории/Новгород г
Топографические ориентиры/Охта р.
Ленинградская обл/Пикалево г
Ленинградская обл/Приозерский р-н/Приозерск г
Санкт-Петербург г
Топографические ориентиры/Сойкинский п-ов
Исторические топонимы/Сосницкий ям
Ленинградская обл/Тихвинский р-н
Санкт-Петербург г/Ушково п
Ленинградская обл/Шлиссельбург г

Библиография
Дороги России. М., 1996
Исаченко Г. А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998, С. 346-365
Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996, С. 346-365
Официальное представительство Ленинградской области. URL: http://www.lenobl.ru, http://www.lenobl.ru/economics/transport
Плоткин К.М. Русские и шведские источники XVII в. о путях сообщения Новгородской земли // Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909–1969. Псков, 1999, С. 176-202

Предметный указатель
Гидрографическая сеть
Октябрьская железная дорога
Почтовые станции
«Путь из варяг в греки»