Статьи / Верхняя мужская одежда вепсов

Верхняя мужская одежда вепсов


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Одежда

Верхняя мужская одежда вепсов (второй половины XIX - начала XX в.) представлена несколькими видами. Наиболее ранний из них - кафтан (kauhtan, kouhtan) из серого или темного сукна или полусукна. Кафтан имел халатообразный покрой, при котором спина, полы и рукава выкраивались прямыми. Этот вид одежды шился без воротника и без пуговиц или с одной пуговицей вверху.
Халатообразный покрой был характерен и для некоторых видов верхней зимней одежды: шуб, тулупов. Шубы (pou, pevu, povu) шились всегда прямые, без воротника, из выделанных в домашних условиях овечьих шкур и очень редко покрывались сукном. Овчинный тулуп (tulup), напротив, делался с воротником, а сверху крылся черной или синей материей. Такой тулуп подпоясывался красным гарусным кушаком (vo) с кистями на концах. Обладателем тулупа был не каждый, поэтому старики охотно отдавали поносить свои тулупы молодым парням во время праздничной гулянки или свадьбы.
Для работы в лесу, на подсеке, в поле у вепсов использовался такой вид халатообразной одежды, как балахон (balafon). Его шили из белого грубого холста, летом надевали на рубаху, а зимой - на шубу. По вепсской традиции крестьянин во время сева разбрасывал семена из подола балахона. Балахоны были настолько популярны в вепсской среде, что в одной из газет дореволюционного времени даже встречается пренебрежительное название вепсов как «балахонники». Во второй половине XIX в. по всей России широко распространяется одежда «со сборами». Новый покрой становится известным и вепсскому населению. Мужчины начинают носить на праздниках поддевку (poddovkad, siberkad) - род демисезонного пальто коричневого или черного цвета длиною до колен; сзади - отрезное по талии и со сборками. Полы такой поддевки крепились с помощью матерчатых петель и «пуговиц» в виде тряпичных палочек. Зимняя верхняя одежда пополняется полушубками с отрезной спинкой и пришитым к ней сборчатым низом.
Важной особенностью верхней одежды вепсов (мужской и женской), как и других оседлых земледельцев Восточно-Европейской равнины, являлся запах - всегда правой полою на левую. По вепсским верованиям, запахивание одежды на правую сторону характеризовало представителей иного мира, в частности, духа-«хозяина» леса.

Библиография
Костыгова, А. Народная одежда прионежских вепсов. // Сб. научных работ студентов ПГУ. - 1958. - Вып.5., С.48-53
Лебедева, Н. И. Русская крестьянская одежда XIX - начала XX в. / Н. И. Лебедева, Г. С. Маслова // Русские: Историко-этнографический атлас. – М., 1967., C.193-267
Пушкин, Д. М. Этнографический очерк о вепсах Шелтозерского района КАССР за 1940-1941 гг. // АКНЦ, р.XI, оп.2, № 79., C.193-267
Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР). – М.-Л., 1965. – 223 с., C.193-267
Сайт о вепсской культуре VEPSIA.ru. История и современность. URL: http://www.vepsia. ru, C.193-267