Статьи / Беременность (вепсы)

Беременность (вепсы)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Традиционная родильная обрядность

Для обозначения беременной женщины вепсы повсеместно использовали названия, подчеркивающие ее внешнее физическое изменение – большой живот – kohtunke или vacanke (букв. «с животом»). В то же время среди северных вепсов известны иносказаниия, употребляемые в шутливой форме: «Hernoht om sonu» («Горох съеден»), «Sui hir’en pezan» («Съела мышиное гнездо»), «Klubuk om kuvatut» («Клубок сплела»), а также термин, обозначающий внебрачную беременность tous ( букв. «полный, наполненный»).
Большая часть обрядов периода беременности представляла собой запреты, регулирующие поведение будущей матери и обеспечивающие рождение здорового ребёнка. Большинство запретов, распространенных у вепсов, было известно многим народам мира.
В них удивительным образом переплетались религиозно-магические и рациональные представления, основанные на многовековом народном опыте.
Беременная женщина должна была находиться в гармонии с миром природы или избегать встречи с теми явлениями, которые могли навлечь беду на будущего ребенка. Ей не разрешалось разорять гнезда птиц, иначе случится выкидыш; есть тетеревиные яйца – ребёнок будет рябой; обижать домашних животных, в особенности собак, кошек, свиней; присутствовать при убое скота. В период беременности строго запрещалось ходить в лес, где женщина могла встретиться с медведем и змеей, наиболее опасными для нее в таком состоянии. Если медведь попадется навстречу, то обязательно разорвет живот; а если змея, то ее нельзя убивать. Последний запрет основывался на представлении о змее как об универсальном символе плодородия.
Идея избегания представителей иного мира лежит в основе запрета на посещение беременной кладбища, покойника, похорон. В народе бытовало мнение, что в случае его несоблюдения, ребёнок родится с бледным или желтым лицом, либо вообще нежизнеспособным. В исключительных случаях, когда избежать такого посещения было нельзя (умирал родственник), будущая мать использовала различные средства защиты плода: клала за пазуху или под грудь расписные ложки, оборачивала живот материалом красного цвета. Красный цвет вепсы, как и многие народы, ассоциировали с жизнью и здоровьем и противопоставляли смерти.
Данный свод предписаний для беременной дополнялся и другими табу с четко выраженной для архаического мышления магией подобия: нельзя садиться на камень – роды будут тяжелые, кипятить в котле – ребенок родится с черной головой, хлебать варево через дужку ведра – ребёнок будет с кривыми ногами, перелезать через косую изгородь – будет страдать косоглазием, есть голову налима – будет сопливым, носить в руках мусор – на ребёнке появятся болячки.
Некоторые запреты среди вепсов были менее распространенными. Так, например, беременной не следовало спать на спине, иначе ребёнка мог подменить (vajehtada) «хозяин леса» (аналогичные представления о подменыше (vaihdokas) были чрезвычайно развиты у финнов). Нежелательным считалось посещение свадьбы, чтобы не подвергнуться сглазу. Запрещалось идти в крестные матери, это могло привести к смерти беременной или ее крестника.
Для второй половины беременности характерны различные приметы, по которым определяли пол будущего ребёнка: живот у женщины острый – будет мальчик, живот круглый – девочка; соски тёмные – мальчик, соски красные – девочка; лицо без изменений – мальчик, лицо с желтыми пятнами – девочка. Были приметы и другого типа. Так, если на беременную женщину кто-нибудь пристально посмотрит, а у нее в это время шевельнётся ребенок, то у него глаза будут похожи на глаза смотрящего.

Библиография
Cтрогальщикова, З. И. Материалы по родильной обрядности вепсов / З.И. Строгальщикова // Обряды и верования народов Карелии. – Петрозаводск, 1988., С. 97.
Perttola J. SKS, № 832., С. 97.
Vilkuna, K. Ihmisen varustaminen elaman taipaleelle / K. Vilkuna // Tavan takaa. – Jyvaskyla, 1989., С. 111.
Шлыгина, Н. В. Финны / Н.В. Шлыгина // Рождение ребенка в обычаях и обрядах: страны зарубежной Европы. – М., 1997., С. 460-467.