Статьи / Послеродовые обряды

Послеродовые обряды


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Традиционная родильная обрядность

По времени рождения младенца, его первому поведению вне материнской утробы и физическим особенностям судили о его дальнейшей судьбе. Например, северные вепсы рассматривали апрель «обманчивым» месяцем. Если ребенок родился в апреле, к тому же 13 числа, то жить не будет. В некоторых вепсских деревнях сохранились приметы, связанные с лунным календарем, где новолуние считалось признаком долгой жизни, а ущерб луны и конец недели – короткой. Универсальная оппозиция верх – жизнь, низ – смерть лежала в основе приметы, по которой наблюдали как падал ребёнок на подстилку: лицом вверх или вниз.
«Пустоглазый» ребенок, то есть без «мяса» в уголках глаз, а также с синюшным оттенком кожи не был жильцом на этом свете. Не к добру рассматривалось и появление ребёнка с зубами. Напротив, радость вызывало рождение младенца в околоплодной оболочке – «рубашке» (paideine). Рубашку в высушенном виде хранили в укромном месте. Вепсы, как и русские и карелы, полагали, что наиболее действенную помощь она может принести в судебных делах.
В вепсских патриархальных семьях, где власть принадлежала мужчинам, рождению мальчиков радовались больше. К тому же с появлением сына семья получала от общины на него земельный надел, а с появлением дочери этого не происходило. Девочки, особенно если в семье не было ни одного мальчика, вызывали меньшую радость. Со временем они покидали родной дом и им требовалось много нарядов и приданое, которое в бедной семье невозможно было дать за каждой дочерью. Явное предпочтение рождения мальчиков отразилось во многих вепсских обрядах родильного цикла.
В северновепсской группе, например, если в семье рождался сын, то родители на вопрос односельчан: «Кто родился?», – громко кричали: «Сын!». В случае рождения дочери их ответ звучал тихо: «Дочь». Было принято завернутого в пеленки мальчика обвязывать шерстяной веревкой, а девочку – ситцевой. Таким образом, признаки полового статуса человека, полученные при рождении, получали дополнительную социальную и культурную маркировку.

Библиография
Винокурова, И. Ю. Дети в некоторых обрядах и представлениях вепсов / И. Ю.Винокурова // Обряды и верования народов Карелии. Человек и его жизненный цикл. – Петрозаводск, 1994., С. 50.
Мазалова, Н. Е. Родины на Русском Севере: соматические представления / Н. Е. Мазалова // Обряды и верования народов Карелии. Человек и его жизненный цикл, 1994., С. 37.
Cтрогальщикова, З. И. Материалы по родильной обрядности вепсов / З.И. Строгальщикова // Обряды и верования народов Карелии. – Петрозаводск, 1988., С. 100.
Nenola, A. Folklore and the Gendeerized World. Or Twelve Points from a Feminist Perspective / A. Nenola // Nordic Frontiers. Resent Issues in the Study of Modern Traditional Culture in the Nordic Countries. – Turku (NIF), 1993., P. 52.