|
Статьи
/
Появление зубов у ребенка
Появление зубов у ребенкаРубрикатор / Этническая культура/традиции/Традиционная родильная обрядность Особенно многочисленными были поверья и обряды, в которых отразились народные представления о хрупкости и незащищенности новорожденного и страх за его жизнь. Возникновение подобных представлений было связано, прежде всего, с высокой в прошлом детской смертностью, особенно в младенческом возрасте – в том числе и в вепсских деревнях. У вепсов, как и практически во всех культурных традициях, наиболее уязвимым от воздействия различных вредоносных сил ребёнок считался до появления у него первых зубов. В этот опасный период вепсы выполняли ряд запретов: никому, кроме членов семьи, ребёнка не показывали, чтобы избежать воздействия сглаза, порчи, злых духов; не подносили его к зеркалу, ибо, по народным поверьям, его могла обменять нечистая сила. Чтобы зубы легко прорезались, младенца не перевязывали поясом. Выделение такого важного момента в физическом развитии человека, как появление первых зубов, по-разному объясняется учеными. По мнению А. Вилкуны, исследовавшего этот вопрос на материалах Финляндии, восточной Карелии и Лапландии, от зачатия и после появления на свет ребёнок находится в особо опасном положении, так как не имеет своего духа-хранителя. В этот период ребёнка определяют как «безымянного», «некрещеного», «без духа-хранителя», «беззубого». С обретением духа-хранителя ребенок становится личностью. Внешним признаком его нового состояния считается появление первых зубов. Вполне возможно, что такие представления в далеком прошлом были известны и вепсам. Определения ребенка «безымянный» и «некрещеный» встречаются и в вепсских заклинаниях. Но в отличие от большинства прибалтийско-финских народов, у вепсов пока не зафиксирован термин, обозначающий духа-хранителя ( ср. фин. haltija, сев. кар. haltie, ливв. haldie, люд. halgi, вод. altia, altiaz, эст. haldjas). По поводу значимости появления первых зубов существует и другая точка зрения, изложенная в ряде статей. Ее основу составляют представления о душе или жизненной силе человека. Каждый человеческий орган обладает различной жизненной силой. Особенно насыщены ею части тела, способные длительно сохраняться уже после смерти человека (кости, зубы) или вновь возрождаться (ногти, волосы). Следовательно, с появлением зубов ребенок становится более жизнеспособным. Согласно этой точке зрения, жизненная сила сохраняется и в выпавших зубах, а при их потере человек слабеет. И действительно, выпадение молочных зубов также являлось опасным моментом в жизни ребёнка. Вепсы принимали меры, чтобы они не достались чужому человеку или злым силам. У южных вепсов мать первый выпавший молочный зуб ребёнка должна была съесть (по народным объяснениям, чтобы потом у ребёнка не болели зубы). Вепсы повсеместно, как и соседние народы, каждый выпавший молочный зуб малыша выбрасывали за печь со словами: «Мышка-норушка! На тебе деревянный, дай мне костяной!». Это действие, видимо, когда-то имело древний магический смысл. Печь была центром «своего» пространства –дома. «Хозяином» и покровителем этого дома считался домовой, который часто представлялся в облике мыши (крысы) и располагался за печью. Не только зубы, но и ногти, и волосы являлись признаками увеличивающейся жизненной силы ребенка. По вепсским поверьям, ребенку не был страшен сглаз, когда у него вырастали волосы. Поэтому в течение первого года жизни вепсы придерживались запретов стричь волосы ребёнку и обрезать ногти (их откусывала мать), чтобы не укоротить его жизнь. Персоны
Вилкуна Кустаа
Библиография
Харузина, В. Н. Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни / В. Н. Харузина // ЭО, 1911. Кн.88-89. № 1-2., С. 69.
Макарьев, С. А. Вепсский фольклор. // АКНЦ, ф.26, оп.1. - № 15. - 294 с., С. 125. Vilkuna, K. Ihmisen varustaminen elaman taipaleelle / K. Vilkuna // Tavan takaa. – Jyvaskyla, 1989., С. 179. SKES, I (Toivonen J. H.), 1987. – 204 s., С. 52. Ревуненкова Е. В. Ребенок в представлениях батаков Северной Суматры / Е. В. Ревункова // Этнография детства : традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. – М., 1988., С.39-61. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988., С.39-61. Грысык Н. Е. К представлениям о человеке и животном (по севернорусским верованиям и сказке) / Н. Е. Грысык, И. А. Разумова // Фольклористика Карелии. – Петрозаводск, 1991., С. 51. Шлыгина, Н. В. Финны / Н.В. Шлыгина // Рождение ребенка в обычаях и обрядах: страны зарубежной Европы. – М., 1997., С. 470. |
|