Статьи / Родильная обрядность вепсов

Родильная обрядность вепсов


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Традиционная родильная обрядность

В вепсской семье отмечались такие важнейшие события в жизни каждого её члена, как рождение, вступление в брак, смерть. Все они сопровождались многочисленными, традиционно передающимися от поколения к поколению, обрядами.
В традиционной обрядности вепсов, связанной с рождением человека, обнаруживается довольно много аналогий как с отдаленными, так и с соседними народами. Их появление имеет различные причины: воплощение общечеловеческих идей, этногенетическое родство, заимствования и т.д. В то же время в вепсской родильной обрядности можно встретить черты, характерные для данного этноса. Они обусловлены неповторимыми путями его индивидуального развития.
В целом на всей территории расселения вепсов существовал единый в своей основе родильный ритуал. Локальные особенности по вепсским группам были не очень значительны. Они сформировались самостоятельно или под влиянием местных традиций соседних народов. Северновепсская родильная обрядность, например, подвергшаяся влиянию соседнего карельского населения, несколько отличалась от средневепсской и южновепсской, обнаруживших достаточное единство.
Родильная обрядность была ориентирована в основном на удачный исход родов и сохранение и защиту здоровья матери и ребёнка. Она подразделялась на три цикла:
1. обычаи и обряды, связанные с беременностью;
2. обычаи и обряды, cопровождающие появление ребёнка на свет;
3. послеродовые обряды очищения и социализации.
Для сферы обрядовой практики, связанной с рождением человека, характерна скрытность, таинственность. В ней участвовал узкий круг лиц: новорожденный, его мать, свекровь или повивальная бабка–главные исполнители; отец, родственницы и соседки, священник - персонажи второго плана.
На сегодняшний день традиционная родильная обрядность вепсов представляет собой плохо уцелевшую от времени систему. Её разрушение началось в 30-е годы ХХ в. в результате происходивших в советской стране коренных социально-экономических преобразований: борьбы с религией, повышения культурного уровня и улучшения медицинского обслуживания сельского населения. Большая часть обрядов, связанных с появлением ребёнка на свет, очищением, социализацией, сохраняется лишь в памяти вепсских женщин очень преклонного возраста (80 лет и старше), т.е. в пассивной форме. Эти обряды отмирают на наших глазах вместе с уходом их носительниц. Среди реально бытующих родильных обычаев следует назвать запреты, регламентирующие поведение беременной, а также приметы, определяющие пол будущего ребёнка. Продолжает сохраняться вера в сглаз ребёнка. В некоторых вепсских деревнях по-прежнему применяются религиозно-магические действия и заговоры при лечении щетинки, грыжи, ночного плача и других детских болезней. В результате изменившейся в 1990-е годы политики государства по отношению к церкви, возросшего интереса людей к религии, крещение снова становится обязательным обрядом, сопровождающим рождение человека.

Библиография
Винокурова И. Ю. Традиционная родильная обрядность / И. Ю. Винокурова // Прибалтийско-финские народы России. – М., 2003., С. 407-412.