|
Статьи
/
Резьба и роспись по дереву
Резьба и роспись по деревуРубрикатор / Этническая культура/традиции/Декоративно-прикладное искусство В ХIХ – начале XX в. резьба по дереву – скульптурная и орнаментальная – применялась вепсами во внешнем и внутреннем оформлении жилищ, а также для украшения предметов домашнего обихода. В отличие от карельской резьбы по дереву, для которой был свойствен только геометрический орнамент, в вепсском декоре деревянных предметов и украшений жилища видное место занимали также изобразительные мотивы: антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные. Это сближало его с севернорусской резьбой. Определенные сюжеты и формы орнаментов, украшавших детали дома, в частности, коньки и наличники, фактически повторяли сюжеты традиционных вышивок. К числу их можно отнести изображения двух противостоящих коней, женские скульптурки на верхней части наличников (у северных вепсов). Их трактовка, как и на вышивках, отличалась глубокой архаикой (головы в виде квадрата или розетки, колоколовидные одеяния, конечности треугольной формы и др.). Более того, данные статуарные образы имеют стилистическое сходство с раннесредневековыми антропоморфными подвесками из металла, которые археологи классифицируют как украшения-обереги древневесских и древнемерянских женщин. Изобразительная резьба была характерна не только для внешнего оформления жилищ. У средних и южных вепсов она встречалась также на старинной обрядовой утвари – ковшах из капа. Фигурные ручки ковшей ХVШ – ХIХ вв. моделировались в виде головок птицы, коня или какого-то схематичного животного. На боковых частях одних сосудов оставляли как украшение следы рабочих порезок, на других дополнительно вырезали геометрические узоры. Иногда на внешней стороне дна сосуда вырезали крупный крест, обрамленный кругом. В начале XX в. такие ковши стали использоваться уже для повседневных хозяйственных нужд. Мебель и другие предметы домашнего обихода обычно декорировались геометрическими узорами. Еще в XIX в. ими украшали посудные шкафы, столы, табуреты, кровати, а также киоты для икон, крюки для рукомойников, детали (берда) ткацких станов, ящики для рукоделий, прялки, рубели и т.д. Резьба, выполненная трехгранно-выемчатой, а также контурной техникой, свидетельствует об исключительно высоком уровне профессионального мастерства вепсских резчиков по дереву. Однако уже в начале XX в. традиция украшать эти деревянные предметы начала быстро исчезать. Из числа бытовых предметов, украшенных резным орнаментом, сохранились в основном прялки. Вепсские прялки вырезались из одного куска дерева (комля вместе с корневищем). Северновепсские прялки по форме относилась к широколопастным, распространенным и в смежных русских районах, в частности – в Пудожье, Каргополье, на Вологодчине и в некоторых других местностях русского Северо-Запада. У средних вепсов лопасти прялок были несколько ужe, а у южных и уже, и короче, чем у северных вепсов. Резные прялки у всех групп вепсов украшались исключительно геометрическими узорами, выполненными трехгранно-выемчатой и контурной резьбой. Ножки прялок, а иногда и края лопастей имели, кроме того, художественную профилировку. Композиции на прялках позднего изготовления, по сравнению с резными изделиями XIX в., были проще. У них украшалось обычно лишь основание лопасти, а узоры состояли из простейших бордюров, раппортов – выемчатых треугольников, косых крестиков, диагональных линий и других несложных фигур. То, что вепсская резьба на бытовых изделиях, в том числе прялках, пошла у вепсов по пути деградации, было вызвано рядом обстоятельств. Одним из них было то, что в уже в конце XIX в. резьба на прялках и других изделиях из дерева стала быстро заменяться кистевой полихромной росписью. Это было, несомненно, связано с поздним русским влиянием. Кистевая роспись получила наибольшее развитие у северной и средневепсской групп вепсов, у южных вепсов она встречалась редко. Узоры вепсских росписей не имели принципиальных отличий от росписи у русских, да и у других народов Северо-Запада. Это были вариации цветущих веток растений, отдельных цветов, вазонов. Они наносились на поверхности изделий по плотно окрашенному однотонному фону и без предварительных контуров рисунка. Мотивы, как и в поздних тамбурных вышивках, выполнялись в плавных, криволинейных контурах. География
Исторические топонимы/Белоозерo г.
Сопредельные территории/Вологодская область Сопредельные территории/Архангельская область/Каргополье Сопредельные территории/Карелия Республика/Пудожье Библиография
Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии: иллюстрированное издание / Статистическое Бюро Олонецкого Губернского Земства; сост. Н. Г. Простнев, Н. Ф. Меледин; под ред. В. Кузнецова. - Петрозаводск, 1905. - 331 с.
Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. Традиционная культура. Искусство. URL: http://www.vepsia.ru/tr_culture/iskustvo.php#hrist |
|