Статьи / Узоры в декоративно-прикладном искусстве вепсов

Узоры в декоративно-прикладном искусстве вепсов


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Декоративно-прикладное искусство

При ряде локальных отличий декоративно-прикладное искусство вепсов всех групп объединяло тематическое единство узоров. Прежде всего это то обстоятельство, что в них существенное (а в вышивках и росписях – преобладающее) распространение получили изобразительные мотивы. Это сближало его с искусством русского населения северо-западных областей. Геометрическая орнаментация по сравнению с изобразительными узорами занимала у вепсов второстепенное место. Это отличало искусство вепсов от искусства севернокарельских и саамских местностей, где геометрический орнамент был чуть ли не единственным видом украшения практически всех изделий.
Наряду с этим декоративно-прикладное творчество вепсов объединяли с искусством южных и средних карел такие (нехарактерные для русского искусства) черты, как отсутствие в вышивках бытовых сюжетов и образов. Это свидетельствует о большей архаике вепсско-карельского узорного шитья. Среди изобразительных узоров преобладали растительные мотивы архаического стиля. Отличительной особенностью у вепсов и карел было также украшение женских рубах геометрическими орнаментами и некоторые другие более частные черты.
У вепсов, как и русских Северо-Запада, в изобразительных мотивах прослеживаются два стилистических пласта. В первом, уходящем своими истоками в раннесредневековое искусство, изобразительные узоры имеют схематический, геометризованный стиль. Второй пласт, датированный ХVIII – ХIХ вв., представлен пышными узорами криволинейных очертаний, а также некоторыми мотивами геометризованного стиля (геральдические орлы, барсы и пр.). Эти два крупных пласта в вепсском искусстве XIX - начала XX в. были распространены неравномерно. Изобразительные мотивы ирреалистичной пышной растительности, выполненные в криволинейных контурах, преобладали в северновепсской орнаментике, почти вытеснив там узоры архаического слоя. В средневепсском искусстве в одинаковой мере присутствовали мотивы обоих стилистических пластов, тогда как в южновепсской орнаментике мотивы архаического слоя абсолютно преобладали над узорами позднего происхождения.

Библиография
Прибалтийско-финские народы России. М., 2003.
Косменко А. П. Народное декоративно-прикладное искусство // Прибалтийско-финские народы России. - М., Наука, 2003.
Традиционная культура. Искусство. URL: http://www.vepsia.ru/tr_culture/iskustvo.php#hrist