Статьи / Заговоры и заклинания

Заговоры и заклинания


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Ижора
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Фольклор

Долго сохранялись у ижорцев заговоры и заклинания – древнейшие формы устной поэзии. Ритмически и стилистически они близки эпическим песням, но в отличие от песен заговоры не пелись, а произносились. До наших дней дошли заклинания при первом выгоне скота на пастбище, заклинание от укуса гадюки, заговоры от зависти и сглаза, от болезней, вывихов и ран. Красивейший заговор заблудившегося в лесу был записан от Кристины Андреевой (родилась в 1877 году) из деревни Андреевщина:
Лесной петух, золотой павлин,
Золотой лесной король,
Лесной петух с золотым гребнем,
Откуда увел, туда приведи,
Направь правила к дому.
Пусть не колдует колдун,
Пусть завистник не смотрит...
Заговоры были часто связаны с магическими действиями, направленными на защиту человека, его скота и урожая от различных бед. Особое значение в подобных действиях играли режущие и колющие орудия. Так, утром пасхального дня, держа их в руках, обходили двор, чтобы не водились змеи. Ножи и косы использовались в магическом обряде в Егорьев день. Нож раньше являлся необходимой частью одежды каждого ижора, жених обязательно дарил его невесте перед самой свадьбой, нож клали в могилу рядом с головой, у пояса или у ног умершего. Вероятно, ношение ножа имело значение оберега.

Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с.
С. 89–109.

Персоны
Андреева Кристина

География
Ленинградская обл/Лодейнопольский р-н/Андреевщина д

Библиография
Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленингр. обл. / Сост. и науч. ред. К. В. Чистов. СПб., 1992., С. 89 - 109