Статьи / Свадебные обряды (ижора)

Свадебные обряды (ижора)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Ижора
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Свадебные обряды

У ижор выбор невесты осуществлялся лишь по желанию жениха. Традиционный ижорский свадебный обряд начинался трехэтапным сватовством, которое порой называлось «тупакат» (от слова «табак»). Сначала родители выбирали свата «кессилюка», который отправлялся в дом невесты и объявлял причину своего приезда и, не дожидаясь ответа, уезжал, чтобы приехать снова через неделю. Затем, в случае согласия девушки, сват, уже называемый «киглама», дарил ей от жениха 20 копеек, а невеста ему – платок; после курения табака и распития вина договаривались о дне обручения. И, наконец, обычно через неделю, сват с женихом и дружкой приезжали к невесте; жених вручал ей деньги и обручальное кольцо, невеста дарила ему вышитый платок, а ее мать приказывала ко дню свадьбы прислать головной белый платок, пояс с оловянными бляшками, нож с ножнами и несколько пар кожаных башмаков. Часто на обручение приглашались многочисленные гости, все пили пиво и курили табак. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в банях. Ижорская свадьба, как и у многих народов Восточной Европы, была двухходовой (в XIX веке молодые после венчания сразу ехали в дом жениха, где устраивали общий пир, т. е. свадьба стала одноходовой) – после венчания невеста возвращалась к своему отцу, а жених – в свой дом, где каждый со своими родственниками, дарящими подарки, праздновал свадьбу по отдельности. На следующий день жених с родичами ехал за невестой, а после угощения, пения «отъезжей» песни и благодарения матери за хорошее воспитание дочери все ехали в дом жениха. На пороге свекровь встречала молодых с кружкой пива, из которой все по очереди отпивали. Затем садились за свадебный стол. Правда, есть данные о том, что раньше ижорская невеста за стол не садилась, а стояла и кланялась на обе стороны, приглашая гостей есть и пить.
Вечером молодых под пение песен отводили в хлев, где они должны были спать «всю зиму». Наутро их поднимали с песнями, вели в избу, где молодая одаривала новых родственников подарками «лахьят» (рубахами, кофтами, поясами, платками и т. д.), а те давали ей деньги. Гости благодарили хозяев: «У сватов было всего добыто, всего нанесено. Добыты зайцы с рогами, принесены тетерки с ушами...».
Некоторые исследователи считают, что после свадьбы молодая жена брила волосы на голове и отращивала вновь косы только после рождения первого ребенка.
Фольклорное сопровождение свадьбы было очень разнообразным. Песни и причитания сопровождали все этапы свадебного обряда: пела невеста, ее близкие, родственники жениха и гости, пели весело и печально, сопереживая и радуясь. Данных о каких-либо особых обрядах, связанных с рождением ребенка, не сохранилось. Так же как у води, финнов и многих других народов, роженицу приходили поздравлять замужние женщины, приносившие с собой угощение и деньги.

Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с.
С. 89–109.

Библиография
Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленингр. обл. / Сост. и науч. ред. К. В. Чистов. СПб., 1992., С. 89 - 109