Статьи / Археологические памятники (водь)

Археологические памятники (водь)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Водь
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Археологические памятники

Археологическое изучение води было начато в 70-80-х годах XIX века раскопками Л.К. Ивановского более 5500 курганов и жальников на Ижорском плато. В конце XIX в. курганные исследования на северо-западе Новгородской земли были продолжены В.Н. Глазовым и Н.К. Рерихом. В результате в этом регионе в целом раскопано свыше 7000 курганных и жальничных погребений, которые стали важным источником изучения средневековой води и водско-славянских отношений.
Еще в 70-х годах XIX в. финский археолог И.Р. Аспелин в числе восьми групп финно-угорских древностей выделил ингерманландскую, отнеся к ней все раскапывавшиеся в то время Л.К. Ивановским курганы. Эта группа древностей характеризовалась исследователем как единая славяно-водская культура.
Несколько сотен курганов и жальников Ижорского плато на рубеже XIX и ХХ вв. раскопал Н.К. Рерих, который склонялся к мысли о принадлежности большинства курганов этого региона славянам. Вместе с тем он допускал наличие в этих курганах погребений местного финского племени, перенявшего погребальный обряд от славян.
В 50-х годах ХХ века после тщательного анализа курганных древностей северо-западного региона Новгородской земли в результате изучения взаимовстречаемости между отдельными находками удалось доказать что, среди курганных древностей северо-запада выделяются две разнотипные группы украшений. Курганные могильники, в которых встречены многобусинные височные кольца и характерные финно-угорские украшения были интерпретированы как водские. К водским украшениям нужно отнести и найденные в небольшом количестве нагрудные цепочки ливского типа, и фигурные цепедержатели, тождественные ливским.
Собственно водские курганы выделяются среди славянских специфическими женскими украшениями, ритуалом захоронения в сидячем положении, а также данными антропологии. Курганные материалы дают возможность проследить постепенное смешение води со славянами, что привело к славянизации значительных масс местного прибалтийско-финского населения.

Использованные источники:
1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова. –М.: Изд-во «Наука», 1987. – С. 34–42. – (Археология СССР).

2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 100–103.

3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71.

4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86; 85–86.

Персоны
Аспелин Иоганн Рейнгольд
Глазов Владимир Нилович
Ивановский Лев Константинович
Рёрих Николай Константинович

География
Топографические ориентиры/Ижорское плато
Исторические топонимы/Новгородская земля

Библиография
Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987., С. 34 - 42
Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940., С. 100–148; 100–103
Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленингр. обл. / Сост. и науч. ред. К. В. Чистов. СПб., 1992., С. 71 - 88; 71
Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3., С. 78-86; 85–86