Статьи / Поселения и жилище (водь)

Поселения и жилище (водь)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Водь
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Жилища, поселения

Большая часть водских земель раскинулась на Ижорском плато, поднимающимся между Нарвой и Санкт-Петербургом на высоту до 150 метров над уровнем моря. На краю плато и находился центр водской земли - деревня Котлы, к северу от которой глинт круто обрывается, давая место широкой низменности, покрытой густыми лесами. Еще в XVIII веке отмечалось, что водь любит «жить на открытом воздухе и совместно». Это стремление к некоторой скученности сохранилось и до середины ХХ века: дома были поставлены тесно, деревни не имели строгого плана, хотя в некоторых больших деревнях, например в Котлах, по примеру русских можно было наблюдать развитие уличной планировки.
Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово «рихи» обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. так же как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских – жилой постройкой являлась изба.
Дома и хозяйственные постройки строили, как правило, из бревен. При строительстве дворов часто использовали местный камень. Были распространены дома, состоящие из двух изб, соединенных сенями, а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, покрытые соломой или дранкой. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги.
В водском доме в прежние времена бытовали своеобразные традиции внутреннего разделения жилого помещения, размещения гостей и членов семьи. Часть комнаты у дверей – место, где происходил как бы отбор гостей; войти дальше в избу без разрешения хозяев никто не мог. Люди «незначительные» там и оставались, а родственники или важное лицо (особенно мужчину) приглашали садиться на заднюю скамейку (у стенки напротив входа).
Разграничительным знаком при приеме гостей была балка, несущая потолок ( в русской избе – «матица»).
Стол в доме занимал в зависимости от событий различное положение: в будние дни, в дни похорон и поминок он стоял у конца боковой скамейки, которую считали скамейкой умершего, в дни свадеб стол стоял перед задней скамейкой. В основном за столом ели только мужчины, женщины ели в другом месте, например у очага. Порой ели в три приема: сначала мужчины, потом женщины, следом дети.
Передний угол избы по диагонали от печи назывался «юмаланурк»(а)» – («божий угол»). Там располагался особый шкафчик «коло», в котором хранили иконы, туда же клали вербы и яйца, ветки троициных берез и клочек сена Иванова дня – ими окуривались для выздоровления.


Использованные источники:
1. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 82–84.

2. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008)

География
Топографические ориентиры/Ижорское плато
Ленинградская обл/Кингисеппский р-н/Котлы д

Библиография
Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленингр. обл. / Сост. и науч. ред. К. В. Чистов. СПб., 1992., С. 71 - 88; 82 - 84
Водь. Водский язык и культура (03.04.2008). URL: http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1, С. 71 - 88; 82 - 84

Предметный указатель
Водь