Статьи / Фольклор (вепсы)

Фольклор (вепсы)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Фольклор

В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии - танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция.
Вепсскую землю воспевал Яакко Ругоев. В стихотворении “Vepsien maa” поэт так писал о родстве народов, имеющих общие корни:

Vepsien maa – Soudjarven ranta.
Nyky-karjalan kielen
ehka on kanta,
mannikkoharjujen hiekoissa naissa,
jokien suissa ja niemen paissa,
missa mitteloi
katajansukuinen kansa
vuosisataista elamankamppailuansa.

“Баллада о вепсском камне” написана в 1970 году. Тогда действительно не песнями больше была известна вепсская земля, а камнем, что не означает, будто у вепсского народа отсутствовал свой фольклор, своя мифология. Просто устное народное творчество вепсов мало изучалось.
Первым из русских писателей Карелии к фольклорному материалу вепсов обратился Виктор Пулькин. В сущности, именно он впервые познакомил с вепсами широкие читательские круги. Его книга “Вепсские напевы. Этнографические новеллы” (1973 г.) для многих стала путеводителем по вепсским землям. Записывая и обрабатывая русский фольклор вепсов, Пулькин внимательно отнесся к вепсским словам и речениям, передающим особенности национальной мифологии и этнографии, языческих представлений древнейшего народа. Литературные новеллы, созданные Пулькиным, опираются на подлинный фольклорный материал и относятся к тому типу произведений, которые родственны сказам архангелогородца Бориса Шергина. Несомненно, сказы русского писателя Карелии побуждали самих вепсов к собиранию народных легенд, преданий, сказок, пословиц и поговорок: они подчеркивали значимость народного слова, обтачиваемого веками, демонстрировали его образную красоту.
Наиболее активным вепсским собирателем фольклора родного народа был житель села Шелтозеро, что находится на берегу Онежского озера, Рюрик Лонин, который начал публиковаться в 1982 г. В журнале “Carelia” появились его воспоминания “Vepsan vainiolla” (Carelia, № 1-2, 1982. В те годы это был журнал “Punalippu”). Он пробовал писать и стихи. Одно из них “Miide lapsed” напечатано в 1988 г. в газете “Neuvosto-Karjala”.
У вепсов не сохранилось эпических поэм, и учёным-фольклористам удалось записать у них лишь относительно небольшое количество народных песен.

Библиография:

Вепсы // http://beznen-yul.narod.ru/strana/veps.htm
Вепсы // http://www.kominarod.ru/finno-ugry/nations/veps/
Мишин, А. Вепсская литература глазами профессионального писателя // http://www.vepsia.ru/mod_culture/mc_liter.php

Персоны
Лонин Рюрик Петрович
Пулькин Виктор Иванович
Ругоев Яакко Васильевич
Шергин Борис Викторович

География
Исторические топонимы/Карелия
Топографические ориентиры/Онежское оз.
Сопредельные территории/Карелия Республика/Шелтозеро с.

Библиография
Вепсы. URL: http://beznen-yul.narod.ru
Вепсы. URL: http://www.kominarod.ru/finno-ugry/nations/veps/
Мишин, А. Вепсская литература глазами профессионального писателя. URL: http://www.vepsia.ru/mod_culture/mc_liter.php

Предметный указатель
Водь