Статьи / Фольклор (ингерманландские финны)

Фольклор (ингерманландские финны)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Ингерманландские финны
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Фольклор

Ингерманландия с её народными традициями была открыта для науки в середине XIX века, когда Даниэль Эуропеус (1820-1884) рассказал, что там есть еще места, где умеют петь старинные народные песни. Это искусство в самой Финляндии было уже во многом утрачено.
Свою первую экспедицию Д. Эуропеус совершил в северную часть Ингерманландии в 1847 г. Он пришел в восторг от своих находок и совместно с Э. Лённротом и Обществом финской литературы направил туда собирателей фольклора. В своей экспедиции 1844 г. Э. Лённрот убедился, что там еще живы народные руны. Экспедицией ученых и студентов от Общества финской литературы были собраны десятки тысяч листов материалов о духовных традициях народа Ингерманландии, рун, причитаний, сказаний, инструментальной музыки, новых народных песен и т.д.
На рубеже XIX – XX веков в Ингерманландии появились свои собиратели фольклора. Работа финских собирателей продолжалась до Октябрьской революции. После этого граница с Россией для финских исследователей была закрыта.
После войны финские фольклористы нашли проживавших в Швеции ингерманландских эмигрантов. Так, Мартти Хаавио и Лаури Хонко получили возможность продолжить сбор ингерманландского духовного фольклора.
По традиции в Ингерманландии пели в основном женщины. В собрании фольклора финского народа в отделе Ингерманландии из 1200 записей певцов, имена которых известны, только 104 (около 9 %) записи мужчин. Чаще они играли на кантеле, а будучи пастухами – на духовых инструментах: тростниковых свирелях, пастушьих рожках и пр.
Женщины пели как в будни, так и в праздники, а также в связи с какими-либо событиями. Более искусные были запевалами, остальные просто присоединялись к пению. Обычно было пение в движении: в хороводе, цепочкой, танцуя, играя, на качелях или просто идя по деревенской дороге.
На песенные традиции значительное влияние оказывала и оказывает лютеранская церковь. Народ заново научился петь духовные песни, которые и сегодня звучат в возрожденных приходах Ингерманландии. Некоторые пожилые люди, представители старого поколения, возможно, еще умеют петь старинные народные песни. Лучше всего исполняются рифмованные народные песни - рёнтюшки (частушки).

Персоны
Лённрот Элиас
Хаавио Мартти
Хонко Лаури
Эуропеус Даниель

География
Исторические топонимы/Ингерманландия

Библиография
Spbumag. URL: http://www.spbumag.nw.ru/2005/12/13.shtml
Finnougoria. URL: http://www.finnougoria.ru
Дмитриев А.П. Ижорская сказительница Ларин Параске: мученическая судьба и посмертная слава// Мы живем на одной земле : многонациональная Ленинградская область : материалы Третьих губернских чтений, посвященных 80-летию Ленинградской области / сост. Г.М. Мошкова. – СПб.: Профессия, 2007., С. 83 - 101
Лукичева Е. Песенная Ингерманландия // OMAL* MAAL* . – 1999. - № 1., С. 15
Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988., С. 481 - 482
Научно–просветительская конференция, посвященная 170-летию со дня рождения и 100-летию со дня кончины великой карело-финской сказительницы и рунопевицы Ларин Параске (1834 - 1904), 16 октября 2004, г. Приозерск (Кексгольм), д. Замостье (Палкеала), п. Луговое (Васкела), п. Сосново (Рауту) : [буклет]. – [Приозерск], 2004. – 6 с.: портр., С. 481 - 482
Прибалтийско-финские народы : история и судьбы родствен. народов / сост. М. Йокипии ; ред. рус. изд. П. Мутанен.–Хельсинки : Атена , 1995.–504 с.: ил. : табл. – Из содерж.: Ижорский / П. Виртаранта., С. 202 - 207
Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003., С. 22 - 24
Тухканен Р. Моосес Путро // OMAL* MAAL* . – 1999. - № 1., С. 16