Статьи / Вокзалы железнодорожные
2/3

Вокзалы железнодорожные


Рубрикатор / Архитектура

ВОКЗАЛЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ. Для разработки проектов станционных вокзалов на первой крупной жел. дороге в России между СПб. и Москвой был образован к-т в составе арх. К.А. Тона, Р.А. Желязевича, Н.Е. Ефимова, А.П. Брюллова. Официальное открытие магистрали, получившей в 1855 назв. Николаевской, состоялось 1 нояб. 1851. К открытию было построено 34 ст. с вокзалами по типовым проектам четырех классов. Крупные ст. I и II классов располагались на расстоянии 73-84 версты, между ними, на расстоянии 18-37 верст, строились ст. III и IV классов. Вокзалы I и II классов (арх. Р.А. Желязевич, инж. М.С. Волков, И.Ф. Кениг и др.) отличаются размерами (длина, соответственно, 115 и 86,7 м). Они построены по т. н. островной системе: здания обнесены крытыми галереями, под к-рыми находятся перроны. Галереи изготовлены из стандартных чугунных колонн и ферм. Ближайшая к СПб. ст. I класса – М. Вишера (в Новгородской обл.). На терр. Лен. обл. сохр. вокзал II класса на ст. Любань. В комплекс входит круглое в плане здание паровозного депо с мастерскими, перекрытое большим куполом. Недалеко от вокзала в 1867 сооружена ц. Петра и Павла Апостолов, в к-рой похоронен строитель дороги П.П. Мельников. Следующая по времени стр-ва жел. дорога СПб. – Варшава открыта 15 дек. 1862. В 1872 в Гатчину подошла соединительная ветка от Петергофской ж. д. (открыта в 1857). На этом направлении сохр. дерев. станционные павильоны на платформах Дудергоф (Можайская) и Мариенбург. Вокзал «Гатчина-Балтийская» не сохр. На его месте – новая постройка павильонного типа (1958, арх. Л.В. Доброницкая). Вокзал в Луге (1951) и вокзал «Гатчина-Варшавская» (1947) построены по проекту арх. Д.П. Бурышкина. Гатчинский вокзал украсил скульпт. фриз, посвященный освобождению города (скульп. Я.А. Троупянский). В 1950-е построены вокзальные здания в духе «сталинского классицизма» на ст. Волховстрой и Петрокрепость. Их подчеркнуто торжественный облик, эмблематика воен. и трудовой славы в оформлении напоминали о недавней Победе. Вокзал на ст. Ладожское озеро (1974), сооруженный в форме стилизованного надолба, включен в мем. комплекс с паровозом блокадного времени. На открытой 1 февр. 1870 линии Финляндской ж. д. станционные здания первоначально были дерев. Их перестройка в камне происходила в 1898–1917 по проектам арх. Б. Гранхольма в духе «сев. модерна». Вокзал в г. Выборг (1913, арх. Э. Сааринен и Г. Гезелиус), разрушенный в годы Второй мировой войны, принадлежал к значительным произв. фин. архитектуры. Новое здание вокзала (1953; арх. А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор и др.) включило фрагменты старого сооружения, но по стилю принадлежит к сов. архитектуре классицистического направления. К 150-летию Октябрьской ж. д., отмечавшемуся в 2001, проведены комплексный ремонт и благоустройство станционных сооружений. Реконструкция вокзала в г. Тихвин (построен в 1900) была проведена в 2004 в связи с подготовкой к торжествам, связанным с возвращением в город чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери.
Лит.: Богданов И.А. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С.107-108, 139-140, 182-184.
Ю.М. Пирютко

Авторы
Пирютко Юрий Минаевич

Персоны
Брюллов Александр Павлович, сотрудничал
Бурышкин Давид Петрович, сотрудничал
Васильев Александр Викторович, сотрудничал
Волков М. С., сотрудничал
Гезелиус Герман, сотрудничал
Гольдгор Давид Семенович, сотрудничал
Гранхольм Бруно, сотрудничал
Доброницкая Лариса Владимировна, сотрудничал
Ефимов Николай Ефимович, сотрудничал
Желязевич Рудольф Андреевич, сотрудничал
Кениг Иван Федорович, сотрудничал
Мельников Павел Петрович, упоминается
Сааринен Элиель, сотрудничал
Тон Константин Андреевич, сотрудничал
Троупянский Яков Абрамович, сотрудничал

География
Топографические ориентиры/Волховстрой ж/д. ст.
Ленинградская обл/Выборгский р-н/Выборг г
Ленинградская обл/Гатчинский р-н/Гатчина г
Топографические ориентиры/Ладожское озеро ж/д ст.
Ленинградская обл/Лужский р-н/Луга г
Ленинградская обл/Тосненский р-н/Любань г
Ленинградская обл/Гатчинский р-н/Мариенбург ст
Санкт-Петербург г/Можайская ст
Сопредельные территории/Новгородская область
Ленинградская обл/Всеволожский р-н/Петрокрепость ст
Ленинградская обл/Тихвинский р-н/Тихвин г

Библиография
Богданов И.А. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПБ., 2004, С.107-108, 139-140, 182-184

Предметный указатель
Варшавский вокзал (г. Гатчина)
Вокзал (г. Луга)
Вокзал (ст. Любань)
Вокзал (ст. Малая Вишера)
Петра и Павла Апостолов церковь (г. Любань, Тосненский р-н)


Упоминается в статьях:

Желязевич Рудольф Андреевич (1811-187?), архитектор
ЖЕЛЯЗЕВИЧ Рудольф Андреевич (1811–187?), архитектор, специалист по строительным конструкциям. Учился за границей. Акад. архитектуры (1842), проф. СПб. АХ (1845). Служил в Гл. управлении путей сообщения и публичных зданий (1832-54), ст. арх. деп-та... подробнее