|
Статьи
/
Поминки
ПоминкиРубрикатор / Этническая культура/традиции/Похоронные обряды Поминки в доме покойного сейчас устраивают повсеместно. Раньше они проводились значительно скромнее, лишь для близких. Только у южных вепсов, судя по высказываниям пожилых информаторов, прежде поминок в доме совсем не справляли – их заменял обход односельчан с решетом, наполненным поминальной едой – кутьей, киселем, вареными яйцами. Так сейчас справляют здесь 9-й и 20-й день. Состав поминальной еды по группам вепсов несколько различался. Обязательными везде считались кутья и кисель, но особенно кушанья из яиц: у южных вепсов подавались вареные яйца, у средних и северных готовился яичный «блин». Кроме того, южные вепсы варили сусло, а средние и северные пекли масленые блины с толокном. Кутью принято было подавать в начале поминок, а кисель – в конце. После этого трапеза кончалась, оставшуюся еду раздавали беднякам. На поминках у северных и части средних (озерских) вепсов покойнику за столом места не оставляли. Здесь еда и питье готовились для него только до выноса и вновь лишь на сороковой день: «провоженный, так и не ложут», «у нас, когда вынесут, и чашку разбивают и больше места не выделяли, но на 40-й день ложут». У остальных вепсов покойнику, как почетному гостю, на углу стола клали ложку, выпечку. Через угол, где якобы сидел покойник «нельзя никому проходить, иначе прогонишь покойника». Весьма любопытно, что еда и ложка покойного должны быть закрыты, «чтобы невидимкою ел». Южные и средние вепсы Ленинградской области ложку и колоб клали под скатерть, а вологодские – закрывали сверху яичным «блином», называя прикрытую блином еду для покойника – panafid. География
Ленинградская обл/Подпорожский р-н/Ладва д
Библиография
Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края // Олонецкий сборник, 1884. – вып. 3., С. 419–420
Майков В. Н. Приоятская чудь (весь — вепсы). // Древняя и новая Россия. – 1877. – № 6., С. 142 Пименов В. В. К вопросу о карельско-вепсских культурных связях // Советская этнография. – 1960. – № 5., С. 39. |
|