|
Статьи
/
Венчание
ВенчаниеРубрикатор / Этническая культура/традиции/Свадебные обряды Народ ждал на улице свадебный поезд, женщины, завидев его, запевали свадебные песни. Братья невесты спешили запереть ворота перед прибывшими гостями. Дружка стучал в ворота кнутом. Его спрашивали, есть ли угощение, на что он отвечал, что есть, и ударял кнутом по воротам. После этого поезжане заходили в дом. Брат невесты, одетый в вывернутую мехом наружу шубу, не подпускал к своей сестре жениха, пока не получал в качестве отступного монетку. Дружка вел торг со свахой, сидевшей за столом вместе с другими родственниками невесты, предлагал бумажные или золотые деньги, водку и крендели. После этого сваха уступала, жених подходил к невесте, открывал ее лицо и садился рядом, за ним усаживались и его родственники. В деревнях Ладва и Курба стол занимали посторонние женщины, встречавшие жениха свадебной песней. Им давали конфеты, печенье, после чего они выходили из-за стола. За столом гостям вручались дары от невесты. Мужчины обычно получали вышитые полотенца, отрезы ткани на рубаху, а женщины – сорочки или юбки. Жених дарил невесте мыло, гребешок и несколько серебряных монет. Невеста отдаривала его еще одним шелковым платком. После окончания обеда начиналось благословение жениха и невесты, встававших ради этого перед столом на овчинную шубу, разостланную мехом вверх. Благословение произносилось дружкой или крестным отцом невесты. Родители по очереди возлагали трижды на головы жениха и невесты хлеб и икону, те трижды низко кланялись. Когда наступало время ехать в церковь, все выходили из избы. Процессия трижды обходила вокруг лошадей. Дружка трижды ударял кнутом по воротам, а отец крестил хлебом и иконой. После этого рассаживались по экипажам. Был и другой обычай: перед тем как тронуться в путь, отец жениха обходил свадебный поезд по ходу солнца с топором, свечой и иконой. После чего топор врубался в землю, и через него проходили все гости. Такой обход совершался и у карел. После венчания молодые навещали родные могилы и отправлялись вместе с остальными праздновать бракосочетание в дом молодого. По пути следования свадебного поезда встречавшие жгли кошели по обе стороны дороги, при встрече молодых у дома стреляли из ружья вверх три раза. Свекор выходил встречать с полным решетом жита и иконой, свекровь с хлебом-солью; был также обычай бросать на молодых пух и перья. Прежде чем сесть за стол, молодухе делали женскую прическу – заплетали две косы, укладывали их на голове и надевали женский головной убор «повойник» или «сорок» («сорока»). Дружка открывал застолье, наливал всем гостям по рюмке и придумывал какой-нибудь предлог, чтобы заставить молодых поцеловаться. Первым блюдом за свадебным столом была каша, подававшаяся в горшке. После того как ее съедали, дружка разбивал горшок о печь. Во время празднования в дом приходили соседские мужики, чтобы поздравить молодых. Под конец ужина дружка и сваха уводили молодых спать. На следующий день застолье собирали снова. Молодая раздавала подарки, если не сделала этого в свадебный день. Свадебный хлеб разрезали на куски и раздавали гостям. Он ценился как средство, помогающее от некоторых болезней. После свадьбы молодые должны были навестить родителей молодой. Во время угощения на стол подавали яичницу и смотрели, как будет ее есть новобрачный. Если он брал яичницу с краю, значит, невеста была невинна, если с середины - нет. География
Ленинградская обл/Подпорожский р-н/Курба п
Ленинградская обл/Подпорожский р-н/Ладва д Библиография
Кузнецова В. П. Свадебный обряд / В. П. Кузнецова // Прибалтийско-финские народы России. – М., 2003., С. 412-419
|
|