Статьи / Мужская одежда (вепсы)
2/3

Мужская одежда (вепсы)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Одежда

Основу традиционного мужского костюма вепсов составляла рубаха (paid) из домотканого холста. Рубаха имела туникообразный покрой, который создавался с помощью довольно простых операций: полотнище ткани перегибалось через плечи, на перегибе делалось отверстие для головы, к основе ткани пришивались прямые рукава, под них подкладывали ластовицы (lastovic). Такая рубаха имела на груди прямой или косой (с левой стороны, как у русских) разрез и воротник стойку. В прошлом веке мужские белые домотканые рубахи украшались вышивками. В конце XIX столетия эта традиция сохранялась только по отношению к «венчальным» рубахам жениха. Венчальные рубахи богато орнаментировали красными хлопчатобумажными нитями по подолу, вороту и рукавам, а под рукава подшивали кумачовые ластовицы. Такую рубаху для жениха, как правило, шила и вышивала невеста, у южных вепсов - его крестная мать. В конце прошлого века мужские рубахи в вепсских деревнях обычно красились в красный или синий цвет. Шились также рубахи из пестряди в сине-белую клетку (по 5-6 ниток на каждый цвет).
Ворот мужских рубах скреплялся с помощью застежек со спирально скрученными концами. Обязательный элемент костюма – кожаный пояс, украшенный несколькими железными или бронзовыми бляшками. Концы пояса оформлялись кольцом и пряжкой, часто орнаментированными. В древности среди вепсского мужского населения был распространен обычай ношения поясного ножа, который обычно находился у правого бедра. Такая манера ношения ножа до недавнего времени сохранялась у вепсов и карел-ливвиков.
Основные виды вепсской мужской одежды, очень сходные с русскими, дополнялись мелкими деталями прибалтийско-финского происхождения, что придавало вепсскому мужскому костюму своеобразный этнический колорит. Мужчины вепсы в прошлом носили шейный платок (kaglanpaik). Аналогичный платок встречается также в традиционном костюме финнов-суоми, саамов, эстонцев, карел, коми-зырян и некоторых других народов Севера. На вепсской свадьбе невеста дарила жениху шелковый шейный платок, завязанный узлами, который он не снимал до конца церемонии бракосочетания. Прежде мужчины вепсы, как и карелы и эстонцы, умели вязать шерстяные рукавицы и носки без пятки с помощью одной медной или костяной иглы с отверстием посередине.
Туникообразные рубахи мужчины носили навыпуск, подпоясывая плетеным, вязаным или кожаным поясом.
Мужская поясная одежда вепсов (примерно до середины XIX в.) - нижние и верхние домотканые штаны (kadjad, kadgad) белого цвета, с узким шагом, на талии затягивающиеся шнурком, продернутым в верхней кромке. Очень нарядными у вепсов были венчальные штаны жениха. По покрою они не отличались от будничных, шились из белого тонкого сукна, а по низу штанин украшались широкой орнаментальной полосой (примерно 18-20 см) из красных нитей или нашитыми разноцветными ленточками и бахромой.
Со второй половины XIX в. в мужской поясной одежде вепсов происходят изменения. При пошиве верхних штанов белый холст заменяют ткани фабричного производства темного или серого цвета. В начале XX в. появляется новый вид верхних штанов - узкие суконные брюки (stanad) с разрезом и застежкой на пуговицах спереди, а белые домотканые штаны (kadjad, kadgad) используются только как нижнее белье. В этот же период времени праздничный гардероб вепсского мужского населения пополняется костюмом, состоящим из «пары» (пиджака и брюк) или «тройки» (пиджака, жилетки и брюк). Такой костюм одевается с рубахой-косовороткой из ситца или кумача. Новые виды одежды мужчины приобретали во время отхожих промыслов в города или заказывали у местных или заезжих портных. Известно, например, что в начале ХХ в. северновепсские деревни посещали портные из русского с. Пидьма.

География
Ленинградская обл/Подпорожский р-н/Пидьма д

Библиография
Горб Д.А. Материальные компоненты вепсского свадебного обряда в конце XIX - XX в. (по материалам ГМЭ). // Население Ленинградской области: Материалы и исследования по истории и традиционной культуре. – СПб, 1992., С.154-169
Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984., С.154-169
Костыгова, А. Народная одежда прионежских вепсов. // Сб. научных работ студентов ПГУ. - 1958. - Вып.5., С.48-53