Библиография / Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984.

Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984.


Хронология
1984

Рубрикатор / Этническая культура


Упоминается в статьях:

Антропоморфные изображения в вышивках (вепсы)
Трактовка антропоморфных женских фигур архаична. В композициях они даются раппортом одинаковых фигур или в сочетании с деревьями, птицами, корнями. Во всех вышивках женские фигуры, как наиболее значимые мотивы, изображались анфас, а животные и птицы... подробнее


Вепсы
ВЕПСЫ (устар., чудь, чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой... подробнее


Головной убор замужней женщины
Замужние женщины носили две косы, уложенные на затылке в пучок. Косы тоже заплетали иначе - «вниз» или «к себе», т.е. пряди волос подкладывались снизу. Сверху волосы закрывались головным убором. Лингвистические и этнографические источники... подробнее


Гончарные изделия
В изготовлении глиняной посуды жители р. Ояти прошли несколько этапов и в конце концов достигли определенного совершенства. Если в X в. она делалась вручную из грубого с примесью зерен кварца теста, то в середине XI в. появляются сосуды,... подробнее


Древесно-растительные изображения в вышивках (вепсы)
В вышивках особенно многочисленны мотивы деревьев (растений). Чаще всего они выполнялись двусторонним швом и тамбуром. Композиции, включавшие изображения деревьев или растений, исключительно разнообразны. Их вышивали то рядом с птицей... подробнее


Зооморфные изображения в вышивках (вепсы)
В вепсских вышивках довольно широко представлена и зооморфная тематика: изображения льва-барса, а также предположительно медведя, бобра, рептилий. Но наиболее характерными были фигуры коня; они изображались то с всадницей на спине, то без... подробнее


Кузнечные изделия
Кузнечные изделия (ножи, огнива, ключи), которыми пользовалось население р. Ояти в X–XIII вв.,разнообразны. Было проведено металлографическое исследование структуры кузнечных изделий и получены интересные результаты. Оказалось, что использовались... подробнее


Мужская одежда (вепсы)
Основу традиционного мужского костюма вепсов составляла рубаха (paid) из домотканого холста. Рубаха имела туникообразный покрой, который создавался с помощью довольно простых операций: полотнище ткани перегибалось через плечи, на перегибе делалось... подробнее


Находки захоронений. Военное снаряжение
В мужских захоронениях X в. обнаружены мечи, наконечники копий и стрел, топоры, которые соответствовали уровню развития военного снаряжения того времени и ничем не отличались от древнерусских. Это вооружение, скорее всего, закупалось в древнерусских... подробнее


Орнитоморфные изображения в вышивках (вепсы)
Исключительно развиты орнитоморфные мотивы, причем преимущественно в вышивках полотенец, у средних и южных вепсов. Исполнялись они старинной техникой - двусторонним швом и строчкой по сетке. У северных вепсов они отмечены реже. Композиции имели... подробнее


Сарафанный комплекс
В 80-х годах XIX в. основным типом повседневной и праздничной одежды вепсских женщин был сарафанный комплекс, в который, помимо сарафана, входили рубаха, душегрейка, шугай, передник. Основной элемент комплекса - сарафан, как и его название... подробнее


Узорное ткачество
На рубеже XIX–XX вв., несмотря на широкое проникновение в быт фабричных тканей, изготовление в домашних условиях полотен, в том числе узорных, продолжало еще сохранять большое значение. Узорные полотна вепсские крестьянки ткали полотняной и... подробнее


Украшение вепсского костюма
На предплечьях одежда крепилась парными овально-выпуклыми фибулами – застежками западно-европейского, точнее скандинавского происхождения. Наиболее часто встречались двускорлупные фибулы: верхняя, иногда позолоченная «скорлупка» накладывалась на... подробнее