Статьи / Древесно-растительные изображения в вышивках (вепсы)
2/3

Древесно-растительные изображения в вышивках (вепсы)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Декоративно-прикладное искусство

В вышивках особенно многочисленны мотивы деревьев (растений). Чаще всего они выполнялись двусторонним швом и тамбуром. Композиции, включавшие изображения деревьев или растений, исключительно разнообразны. Их вышивали то рядом с птицей фантастического облика, то с конем, то с антропоморфной фигурой. Птицы и животные всегда изображались повернутыми к дереву. Наиболее часто встречались (особенно у северной и средней групп вепсов) композиции, которые состояли только из мотивов деревьев. Их вышивали либо в виде одной крупной фигуры, например на всю ширину конца полотенца, либо раппортом одного или двух различных мотивов. Композиции, состоявшие только из изображений деревьев, преобладали также в вышивках карел южной и средней Карелии. В то же время для узорного шитья соседей-русских, за исключением Заонежья, они мало характерны.
По стилистическим признакам вепсские древесно-растительные узоры составляют две большие группы. К первой относились мотивы деревьев, трактованные в строгом, прямолинейно-геометрическом стиле. Такие мотивы, распространенные в вышивках всех этноязыковых групп вепсов, относились к архаическому пласту орнаментов. Стилистические аналогии им есть уже в древесных орнаментах, встречающихся на древней керамике из разных археологических памятников Европейского Севера, в том числе Северо-Запада. Они исполнялись в основном техникой старинного двустороннего шва.
Мотивы деревьев у вепсов, как и у других народов Северо-Запада, по единодушному мнению исследователей, были некогда связаны с религиозно-мифологическими представлениями. В рассматриваемых вышивках они трактовались по-разному. Одни из них представляли собой крайне схематичные деревья, вершина, ствол и ветки которых дополнялись различными геометрическими знаками - ромбами, крестами, звездочками, восьмилепестковыми розетками и др.
Другие мотивы архаического стиля представляли собой разновидности гибридных деревьев. Обилием мотивов деревьев с разными гибридными чертами вепсские вышивки, пожалуй, выделялись среди вышивок других народов северо-западного региона. Деревья изображались слитыми воедино с антропоморфной фигурой или птицей, рептилиями, животными фантастического облика, а также с сооружениями, в том числе культовыми (дом, намогильный столб, церковь). Много в вепсских вышивках также мотивов деревьев, контаминированных с геометрическими фигурами: это - дерево-крест (прямой, косой), дерево, основу которого составляет крупный ромб или цепочка мелких ромбиков и пр.
Наиболее часто встречаются деревья, наделенные признаками человеческой фигуры. Так, на вершинах деревьев могли изображаться личины или же на их стволах вышивались стилизованные женские фигуры. Нередко встречались мотивы, в которых на вершине дерева вышивалась поясная человеческая фигура, либо основание ствола имело вид большого треугольника; на нем также нередко изображалась небольшая человеческая фигурка.
Иногда дерево соединялось воедино с изображенной в фас птицей: вместо ветвей вышивались мощные крылья и лапы птицы, возможно,- орла. В других случаях у основания дерева были вышиты присевшие на задние лапы животные фантастического облика, причем их передние лапы органично сливались с ветвями.
Узоры второй выделенной группы представляли растения замысловатых форм, с округлыми контурами рисунка. Их вышивали тамбурным швом, распространившимся на Северо-Западе, в том числе и у вепсов, во второй половине - конце XIX в., а в некоторых местностях и позднее - в начале XX в. По тематике и трактовке они иные, чем охарактеризованные выше орнаменты. В число узоров входили: цветущие кусты, вазоны, побеги растений с крупными листьями, а также узоры, подобные «персидским» огурцам, и т.д. Они выполнялись в плавных, витиеватых контурах тамбурного шитья. Орнаменты второй группы распространены в основном у северных и частично у средних вепсов.

География
Топографические ориентиры/Заонежье

Библиография
Прибалтийско-финские народы России. М., 2003.
Косменко А. П. Народное декоративно-прикладное искусство // Прибалтийско-финские народы России. - М., Наука, 2003.
Традиционная культура. Искусство. URL: http://www.vepsia.ru/tr_culture/iskustvo.php#hrist
Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984.