Статьи / Колдуны (нойды)

Колдуны (нойды)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Верования

Самые непосредственные отношения с "лесной силой" имеют нойды (колдуны). Их бывает несколько на группу деревень. В 1973 г. на шесть деревень Kадвинского куста (Подпорожский район) было три нойды – двое мужчин и одна женщина. К нойдам обращаются, если теряется скот, заблудятся в лесу люди, когда долго болеют и в разных других случаях. И нойды «помогают». Рассказывают, что «метц-ижанд» (лесной хозяин) подчиняется нойдам, выполняет их требования. В д. Ладва Подпорожского района рассказывали, что местная нойда – А. З. Наумова (1887 г. рождения – маленькая старушка) очень строго разговаривает с лесным хозяином, порой кричит на него, ругает. При помощи нойды происходит также договор – «отпуск» – пастуха с «лесной силой». Он делается в строгой тайне в присутствии нойды. Пастух принимает на себя на весь пастуший сезон одно из следующих обязательств: 1) не стричь волос, ногтей, не бриться; 2) не перелезать под изгородью, а перепрыгивать через нее; 3) не ломать в лесу ничего живого, не жечь костров; 4) не резать ничего живого.
«Обход» наговаривается на пастуший рожок, на кнут, на ремень и т.д. Затянет пастух на себе ремень вечером – стадо собирается. «Лесные силы» берут на себя обязательство не трогать стадо – помогать пастуху. Если же отпуск нарушается пастухом, то случается беда. П. Д. Морозов (1926 г. рождения, д. Сидорово Бокситогорского р-на) в 1971 г. рассказал, что он в юности, будучи пастухом, нечаянно нарушил «отпуск». И у него на глазах волки порезали часть стада, остальной скот загнали в болото и разогнали по лесу. При том один волк бегал прямо около него и заглядывал в глаза, как будто говорил: «Что же ты наделал?». Только с помощью стариков и нойды удалось собрать оставшееся стадо.

География
Ленинградская обл/Подпорожский р-н/Ладва д
Ленинградская обл/Подпорожский р-н
Ленинградская обл/Бокситогорский р-н/Сидорово д

Библиография
Азовская Л. П. Вепсы // Ленинградская панорама. – 1990. - № 4., С. 30-32
Аникин В.Н. Русская народная сказка. – М., 1959., С. 30-32
Богданов Н.И. К истории вепсов. – Петрозаводск, 1951., С. 30-32
Лаушкин К. Д. Онежское святилище. Ч. П. // Скандинавский сборник. – Таллин, 1962., С. 30-32
Макарьев С.А. Вепсы. – Л.,1932., С. 30-32
Народные поверья и суеверия в Олонецкой губернии // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1864 г. – Петрозаводск, 1864., С. 30-32
Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. - М., 1972., С. 30-32