Рубрикатор / Этническая культура / традиции
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Фонетика вепсского языка
Ряд закономерностей как в фонетическом, так и в грамматическом строе определяется принадлежностью вепсского языка к финно-угорской языковой семье. Так, фонология вепсского языка располагает, кроме гласных переднего ряда е и i, гласными переднего... подробнее


Хозяйство (водь)
Хозяйство водских крестьян в XVIII – ХХ вв. в целом было схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, ижора, ингерманландские финны). Основой хозяйства являлось земледелие. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овоши (репа,... подробнее


Хозяйство (ингерманландские финны)
Хозяйственный уклад финских крестьян той или иной местности, в первую очередь, определялся не удаленностью от городских центров, а уровнем развития коммуникаций (железных и шоссейных дорог). На первый взгляд, все деревни Северной Ингерманландии... подробнее


Храмовые праздники (карелы)
Особо следует упомянуть о престольных или храмовых праздниках, отмечавшихся деревнями разных приходов соответственно тому, какому из святых или какому церковному празднику была посвящена там церковь. При этом жители прихода принимали многочисленных... подробнее


Христианство
Представители народа ижоры являются православными христианами. Начало распространения христианства относится к временам Новгородской республики. Ещё в XVI веке ижора оставалась язычниками и поклонялась природным объектам (камням и деревьям), на что,... подробнее


Церковные праздники
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие... подробнее


Церковный обряд крещения
Церковный обряд крещения (r’ist’itada, r’ist’t’a – «крестить», kumuskotta – «кумиться», valatada – «обливать») вепсы совершали в течение первых дней жизни ребёнка. После крещения ребенок приобретал новый социальный статус – крещеного (r’ist’it).... подробнее


Частушки (вепсы)
Вепсская частушка имеет в основном безрифменную (метрически повторяющуюся русскую частушку) форму. Главная тема частушек – любовь, многие из них – юмористические; в некоторых и рифма “выскакивает”, иной раз довольно удачно. В качестве примера... подробнее


Численность (водь)
По материалам П.И. Кёппена в 1848 г. численность води составляла 5148 человек. По материалам переписи 1897 г. сведения о численности води отсутствуют. По переписи 1920 г. – около 1000 человек. По переписи 1926 г. – около 500 человек. В настоящее... подробнее


Численность ижорского населения
По материалам П.И. Кёппена в 1848 г. численность ижоры составляла 17800 человек; по переписи 1897 г. – 13724 человека; по переписи 1920 г. – 10595 человек; по переписи 1926 г. — 16100 человек; по переписи 1959 г. – 1100 человек; по переписи 1979 г.... подробнее


Шведы
ШВЕДЫ (самоназвание – свенскар), этническая общность. Швед. яз. относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране. В наст. время проживают в осн. в Швеции (7,75 млн. чел.) и Финляндии (300 тыс., имеют компактные... подробнее


Школьный музей вепсского быта в поселке Курба
Курба - небольшой лесной поселок на берегу реки Оять, в краю голубых озер и болот. Название поселку дала река Курба, протекающая неподалеку. По одной из версий произошло это название от вепсского слова "корьб" (чаща, тайга). Поселок начал строиться... подробнее


Экипажно-колесный промысел
В южной Карелии широкое распространение получил экипажно-колесный промысел. «Телеги и тарантасы лучших фасонов наблюдаются в окрестностях Олонца… В Олонецком уезде проглядывает фасон телег, кабриолетов и саней финских». Готовую продукцию мастера... подробнее


Элиас Леннрот в стране вепсов
Великого человека мы узнаем лишь тогда, когда он проявит свое величие. Таким был в нашем финно-угорском мире Элиас Леннрот из местечка Самматти (Финляндия) – врач-терапевт, который в XIX столетии проявил себя в области культуры. Он работал в поселке... подробнее


«Энарьне ма»
Каждое лето в Лодейнопольском районе Ленинградской области в деревне Вонозеро проходит традиционный праздник национальной вепсской культуры «Энарьне ма», в переводе с вепсского – Вонозерская земля. В нем принимают участие коллективы художественной... подробнее


Эстонцы
ЭСТОНЦЫ (самоназв. – ээстласед, устар. – маарахвас), этническая общность. Эстонский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Проживают в Эстонии (963 тыс. чел.), России (28,1 тыс. чел.), Швеции, Латвии.... подробнее


Этническая история. Территория расселения (водь)
Водь - древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со... подробнее


Этнические общности Ленинградской области
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Э. о. (или этносами, народами) принято называть исторически сложившиеся устойчивые сообщества людей, сформировавшиеся на определенной терр., обладающие общими чертами культуры и самосознанием, выраженным в... подробнее


Этногенез (водь)
Мнения учёных относительно этногенеза водского народа и формирования его языка разделились. Согласно наиболее известной точки зрения, предками води были переселившиеся к востоку от реки Нарвы северные эстонцы, которые в продолжение I тыс. н. э.... подробнее


Этногенез и этническая история (карелы)
Предки карел в I тыс. н.э. занимали территорию к северу и северо-западу от Ладожского озера, включая район Сайменских озёр. К началу II тыс. н.э. здесь сформировалось племенное объединение корела с центром в г. Корела (ныне г. Приозерск... подробнее


Этноним (ингерманландские финны)
Слово "Инкери" имеет несколько значений. Оно в равной мере означает и определенную территорию, и финно-угорское по происхождению население этой территории. Этноним "инкери" - "финны-ингерманландцы" (по-фински inkerin suomalainеn, inkerilainen -... подробнее


Этнонимы вепсов
Особенности формирования вепсов и их расселения отражаются в отсутствии у них единого самоназвания. Этноним вепсы (vерslаizеd, bерslаizеd) известен лишь в части вепсских говоров. Он распространен в основном у южных вепсов (в форме bерslааnе) и у... подробнее


Этноопределяющие черты археологических памятников ижор
Топографический признак могильников – расположенность на крутых склонах холмов и берегах рек или небольших возвышенностях. Внешних признаков погребения чаще всего не имеют, лишь в некоторых случаях под дерном обнаружены нерегулярные каменные... подробнее


Юбки
В зимнее время поверх рубахи надеваются пестрые шерстяные юбки, «хаме» (hame). Делаются такие юбки из чистой шерсти или же из ткани, основа для которой берется бумажная, а уток шерстяной. Юбки бывают черного, красного, зеленого и синего цвета, со... подробнее


Язык. Письменность (водь)
Водский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи, наиболее близок к северо-восточному диалекту эстонского. В настоящее время водский язык знают лишь некоторые люди старшего поколения. Язык бесписьменный. Открытие води и... подробнее


Языкознание (ингерманландские финны)
Современная лингвистическая наука включает финно-угорские языки в уральскую языковую семью на основании их родства с самодийскими языками (ненецким, селькупским и др.). На проблему происхождения и эволюции уральских языков существуют разные взгляды.... подробнее


Языческие жертвенные камни-чашечники
В 1930-х годах недалеко от могильника Суотниеми было обнаружено несколько языческих жертвенных камней-чашечников с несколькими углублениями - "чашами" каждый. В 1980-х годах А. И. Саксой в непосредственной близости от могильника был обнаружен еще... подробнее


Ямы-хранилища
Известный интерес представляют ямы-хранилища. До конца XIX века в таких ямах в зимнее время хранили репу, позднее, в XX столетии - картофель. Яма выкапывалась на возвышенной сухом месте, изнутри ее обкладывали берестой, а сверху настилали толстыми... подробнее

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14