hidden
Оленеводство
Помимо обычного животноводства, в XIX в. у северных карел существовало и оседлое оленеводство. Оно не имело промыслового значения, и оленей использовали по преимуществу как тягловую силу. Оленей держали у домов, и корм для них заготовляли зимой. В... подробнее
|
|
hidden
Олонецкая губерния
ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНИЯ, адм.-терр. единица на сев.-зап. России в кон. XVIII – нач. XX вв. В 1773 была создана Олонецкая провинция (область), центром к-рой становится г. Олонец. В 1776 провинция приписывается к вновь созданному Новгородскому... подробнее
|
|
|
hidden
Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н. Г. Прилукина
Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков открыт как районный краеведческий музей в 1959 году. В 1994 году Олонецкий музей получил статус "национального", а в 1999 году ему присвоено имя основателя и первого директора - Прилукина Н. Г. Сегодня... подробнее
|
|
hidden
Оплакивание покойника
Вепсы относятся к народам с особенно развитой формой причети. Однако, вепсские причитания, как и в целом фольклор вепсов, изучены пока недостаточно. Хотя первое же их исследование привело к крайне любопытным выводам: вепсская мелострофа (названный... подробнее
|
|
|
hidden
Орнамент (карелы)
Орнамент складывается из геометрических фигур (ромбы, кресты с загнутыми концами, S-образные фигуры, четырёх – восьмиконечные звезды, прямые и косые кресты), изображений растительного и животного мира, стилизованных человеческих фигур. В орнаменте... подробнее
|
|
|
hidden
Орнитоморфные изображения в вышивках (вепсы)
Исключительно развиты орнитоморфные мотивы, причем преимущественно в вышивках полотенец, у средних и южных вепсов. Исполнялись они старинной техникой - двусторонним швом и строчкой по сетке. У северных вепсов они отмечены реже.
Композиции имели... подробнее
|
|
|
hidden
Орудия лова
Орудия лова - сети и невода. Также используют мережи - длинные расширяющиеся по кругу конусы, с крыльями до 25-50 метров и ставники - ящики из сеток с двумя крыльями. Сети прежде вязали специальными иглицами, величина которых зависела от размера... подробнее
|
|
hidden
Освещение
Для освещения избы служила лучина. Избу освещали только в зимние вечера, весной и летом обходились без освещения. Керосиновые лампы появились в конце XIX века и было доступны только зажиточной части населения.
Библиография
Тароева Р.Ф.... подробнее
|
|
hidden
Отправление в дом жениха
Если свадьба происходит зимой, то свадебный поезд направляется на лошадях в дом жениха; если летом, то пешком или на лодке, при чем жених поднимает на руках невесту в сани или в лодку.
Когда приезжают в дом жениха, мать жениха встречает приехавших с... подробнее
|
|
hidden
Охота
Охота – древнейшее занятие вепсов, но ее характер и значение в хозяйстве менялись в различные исторические периоды. В раннем средневековье в связи с развитием торговых и даннических отношений существенную роль в жизни древних вепсов играл пушной... подробнее
|
|
|
hidden
Охота
Исследователи Северо-Запада России в XIX в. единодушно отмечают, что охота у карел носила хищнический характер. «Зверя пушного карелы убивали нещадно, убивали больше, чем его успевало народиться». Поэтому в XX в. в Карелии многие звери стали... подробнее
|
|
hidden
Охранительные обряды
Перед выносом покойника и сразу после него принимали ряд охранительных мер. Одна из них — «окуривание» покойника. Осмысливался этот обычай как очищение избы от запаха и даже присутствия покойника. Чужой кадил для умершего. Кадили до росстаней, здесь... подробнее
|
|
hidden
Очистительные послеродовые обряды
С первым криком ребёнка, возвещающим о его появлении на свет, новорожденный и мать (вместе или по отдельности) становились объектами двух групп обрядов: очищения и социализации, – которые совмещались или проводились, попеременно чередуясь.... подробнее
|
|
hidden
Оятская керамика
ОЯТСКАЯ КЕРАМИКА. В рус. и вепсских деревнях на р. Оять (совр. Лодейнопольский р-н) издавна существовало гончарное дело. Этому способствало наличие залежей высококачественной красной глины. Особое развитие гончарный промысел получил в XVIII в.... подробнее
|
|
|
hidden
Парнишник
В некоторых деревнях средних и южных вепсов накануне свадьбы в доме жениха устраивали «парнишник», «парневик» («prihveuer») – холостую пирушку для друзей и родственников. Если девичник у невесты посвящался оплакиванию «воли-красоты», уходящего... подробнее
|
|
hidden
Пасха (водь)
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом... подробнее
|
|
hidden
Пасха (ижора)
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом... подробнее
|
|
hidden
Пасха (карелы)
Период Великого поста заканчивался празднованием Пасхи, которая в традициях православной церкви занимала даже более высокое место, чем Рождество; в народе Пасха часто называлась "Велик день". Пасхальный стол должен был быть обильным не только в... подробнее
|
|
hidden
Пасхальная ночь (ингерманландские финны)
Пасхальная ночь помогала ведьмам, заговаривающим скот, а Иванова ночь помогает мужчинам – колдунам, которые надеются переместить урожай с одного поля на другое. С этой целью идут на поле, которое хотят лишить изобилия, заключают в охапку колосья, не... подробнее
|
|
hidden
Передники
С юбкой хурстуксет вместо передника носилась ширинка с вышитыми концами. Она складывалась вдвое таким образом, что верхний конец ее был короче нижнего, а узоры располагались один над другим.
Особый вид передника представлял собою «рукавникат»... подробнее
|
|
|
hidden
Период между сватовством и свадьбой (карелы)
Период между сватовством и свадьбой может продолжаться несколько-дней, неделю, а иногда и больше, в зависимости от состояния жениха. В этот период невеста с плачеей и с подругами с распухшими и заплаканными глазами ходит по деревне, посещая своих... подробнее
|
|
hidden
Петров день – 29 июня (12 июля).
Ижоры в XVIII–XIX веках отмечали Петров день приношением к священным деревьям еды и питья духам предков. Культ старых деревьев дожил и до наших дней. Так, еще совсем недавно объектом поклонения пожилых женщин были три старые сосны на краю деревни... подробнее
|
|
hidden
Печь (ингерманландские финны)
В жилищах финнов печи были обычно с плитами и пирамидальным колпаком, подобно печам в финской Карелии. Печи занимали примерно четвертую часть пола, были выбелены известью.
Народы Европейской части СССР. Ч. 2. – Стр. 319.
Западнофиннский сборник… –... подробнее
|
|
hidden
Печь (карелы)
Роль печи в жилище общеизвестна: это его центр, важнейшее место. Прежде изба была единственным отапливаемым помещением в доме. Все прочие комнаты, даже жилые, оставались лишенными печей. Очагу карелы придавали большое значение. Ему приписывали... подробнее
|
|
hidden
Письменность (ижора)
До 1930-х годов существовала письменность на основе кириллицы. В начале 1930-х годов в СССР была создана письменность на основе латиницы на ижорском языке. В 1938 году издание книг на ижорском языке и его преподавание в школах прекратилось после... подробнее
|
|
hidden
Письменность (карелы)
Первым памятником карельской письменности является берестяная грамота начала XIII в., обнаруженная при археологических исследованиях Новгорода (№ 292). Имеются записи карельских слов, а также заговоров на людиковском диалекте XVII - начала XVIII вв.... подробнее
|
|
hidden
Питание ребенка
Здоровье новорожденного во многом зависело от его питания. Ребёнка кормили молоком матери до рождения у нее следующего младенца. Последний или единственный ребёнок в семье мог получать грудное молоко вплоть до пятилетнего возраста. С кормлением... подробнее
|
|
hidden
Пища (водь)
Значительную часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. – картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты... подробнее
|
|
hidden
Пища (ижора)
Значительную часть рациона питания в XIX в. составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. - картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша,... подробнее
|
|
hidden
Пища (ингерманландские финны)
Сведений о многих областях традиционной культуры финнов-ингерманландцев сохранилось мало. Это относится, в частности, к пище. В ранних сведениях говорится только, что питались они скудно - ели черный хлеб и мучные каши. Упоминаются и каши из... подробнее
|
|
|